Когда поздно вечером едешь по Пхеньяну, первое, что поражает – это беспросветная тьма. Есть известная фотография Северной Кореи, сделанная со спутника: КНДР на ней предстает темной массой на фоне фестиваля огней, каким выглядит из космоса Южная Корея.
На земле этот космический мрак становится реальностью: с наступлением темноты идешь по Пхеньяну, а в окнах многоэтажек — ни огонька, поскольку в стране не хватает электроэнергии.
В дневное время на некоторых балконах можно заметить солнечные батареи. Так простые люди берут инициативу в свои руки, пытаясь компенсировать недостатки официальной системы.
Подобного рода предприимчивость проявляется здесь на каждом шагу. Экономика стала меняться после голода, который страна испытала в 1990-е годы. Тогда голодающие люди изыскивали пути, чтобы хоть как-то самим вырастить себе что-то на огороде, а потом совершить обмен.
Возникший таким образом частный рынок помог разрешить создавшуюся ситуацию, когда судьба многих жителей страны балансировала на грани жизни и смерти.
Но, раз возникнув, частные рынки не исчезли, а теперь их существование полуофициально признали и власти. К тому же некоторые такие заведения проявили капиталистический подход и позволили управляющим получать часть прибыли.
Ползучий капитализм
В Северную Корею проникает ползучий капитализм. Это означает, что деньги тут есть – кое-какие и не у всех. Вместе с изменениями внутри страны более прозрачная граница с Китаем на севере означает, что в КНДР стали проникать всевозможные товары. В универмагах в Пхеньяне вещи есть, но только для тех, кто может себе их позволить.
При этом надо отметить, что КНДР остается гораздо более бедной страной, чем многие другие, особенно если сравнить ее с Южной Кореей. Даже в Пхеньяне нет богатых людей — таких, как в Сеуле.
Помимо знаменитого снимка КНДР из космоса, есть еще одна классическая картинка: длинные пустынные дороги без машин с одной-единственной телегой, запряженной буйволом.
Сегодня в Пхеньяне на дорогах появились пробки. Состоят они в основном из китайских автомобилей, но есть и БМВ, и «Фольксвагены».
Политический контроль
Но что не изменилось, так это степень политического контроля. В субботу в стране проходит торжественный парад по случаю большого праздника: 10 октября отмечается 70-я годовщина образования правящей Трудовой партии Кореи. Почетные гости и журналисты съезжаются в Пхеньян, чтобы увидеть военный парад — демонстрацию власти правящей элиты над собственным народом.
Повсюду в городе рабочие занимаются подготовкой к торжествам, многие из участвующих в этих работах — в военной форме. Площади Пхеньяна заполнены молодежью, отрабатывающей показательные выступления.
Ко всем журналистам приписаны сопровождающие, которые неотрывно следуют за ними повсюду, пресекая любые контакты с обычными людьми и не разрешая операторам снимать. У прибывающих в новехонький пхеньянский аэропорт всю литературу о Северной Корее тут же отбирают.
Аэропорт был построен, чтобы в страну приезжали миллионы туристов с кошельками, набитыми долларами и евро. Но вместе с тем власти ко всем приезжим проявляют крайнее недоверие.
Они хотят их деньги, но не хотят проникновения в страну каких-либо подрывных идей.
Этот аэропорт как нельзя лучше демонстрирует стоящую перед властями дилемму: как им открыть страну для туристов, но при этом поставить заслон на пути различных веяний и идей, таких как демократия или христианство, которые, как они думают, могут навредить их гражданам?
Стив Эванс
Источник: bbc.com