Познаём обряды и традиции своих предков

Рушни́к — (рус. – полотенце; горномар. – шыргым савыц — полотенце из домотканого холста.) Традиционно, рушником называют красиво расшитый отрез ткани (домотканого полотна).

Рушни́к — (рус. – полотенце; горномар. – шыргым савыц — полотенце из домотканого холста.) Традиционно, рушником называют красиво расшитый отрез ткани (домотканого полотна). Для его изготовления чаще всего применяли льняные или конопляные нити. Являлся предметом народной культуры и народного творчества. По прямому назначению подобный предмет использовался очень редко. Имеется в виду вытирание рук. Рушник- это обрядовый элемент, который был важнейшим компонентом человеческого жилья, одежды, обрядов. Им украшали углы в домах, окна и двери. Расшивали рушники вручную,вкладывая в узоры символический смысл. Дополняли рушники кружевами, тканной тесьмой. Каждая девушка «на выданье» должна была иметь собственноручно вышитые рушники, которые использовались в свадебных обрядах. Обязательно рушники давали в приданное невесте.

Рушник – изделие с глубоким символическим смыслом и хранил в себе невидимые связи, которые соединяют людей с их родом. Узоры, которые вышивались на полотне, являлись зашифрованной информацией о жизни народа, отдельных людей, природе. В вышивке на рушниках использовалась различная символика. Вышивались орнаменты зооморфные: символические петухи, куры, лебеди, утки, орлы, олени, львы, кони и др.; растительные — дуб, хмель, калина, мак, лилия, роза, виноград и др.; геометрические: ромбы, круги, зигзагообразные линии, свастики и прочие узоры; а также бытовые, антропоморфные и культовые в разных сочетаниях. Орнаменты, наносились на полотенца, так же, как и на одежду, отражая окружающее пространство: только в первом случае структурировалось пространство помещения, или той среды в природе, где находился рушник, а во втором — пространство вокруг человека или его аура. Атмосфера дома может быть теплая, дружелюбная, а может быть холодная, чужая. Вот собственно полотенца и делали эту атмосферу теплой, насыщенной невидимыми, но такими необходимыми флюидами. Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является «ромб». В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери — прародительнице — непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб — «репей» в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного «цвета» — молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была «розетка», состоящая из 8 — ми лепестков — лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает «мировое дерево» — дерево жизни.

Символика: (Растительный орнамент)

Дуб — юноша, крепость, надежность, дерево Жизни.

Берёза — девушка, невинность, девственность.

Липа — женщина, покладистость, добродушие.

Калина — красота, женственность, верность.

Виноград — раскрывает радость и красоту сотворения семьи. Сад-винограда, гроздья рябины — это жизненная нива, на которой муж является сеятель, а жена обязана растить и лелеять дерево рода. Мотив встречается на женских передниках, семейных рушниках.

Мак —защитник от любого зла.

До XVIII—XIX века каждый вышитый узор имел сакральный смысл, ритуальное предназначение. После в вышивке на рушниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила своё ритуальное значение.

Основными цветами, применяемыми при оформлении рушников являются красный (разных оттенков: «алый», «вишнёвый», «багряный», «кирпичный», «малиновый», «огневой», «чермный», «червленый», «маковый»),чёрный и зелёный (или жёлтый), имевшие изначально своё значение в языческой народной культуре.

ОБРЯДНОСТЬ:

Рушник символ добра, удачи, хорошего начала и окончания дела. Связан рушник с человеком от самого рождения до его кончины. Его использовали и в качестве оберега. Часто объект, нуждающийся в охране, покрывали полотном, фартуком, полотенцем, магически укрывая его от опасности. Рушник используется: при проводах в армию, на свадьбе, родинах и крестинах, похоронах, в обрядах народного календаря, в народной магии, при лечении. Им украшают иконы, его вешают на кресты могил, окна, двери, ворота, дружку и молодых на свадьбе. Региональные отличия, касающиеся рушников, бережно сохранялись при переселении в другие местности

1. На чистый белый рушник, или просто полотно, принимали маленького ребенка, что символизировало чистоту новорожденной души.

2. Длинный прямоугольный кусок ткани всегда у наших предков означал дорогу, путь, который ведет человека, помогает ему жить. Рушник использовался на всех этапах сельской свадьбы и выполнял функции соединения (связывания) молодых, скрывания (покрывания) от порчи, украшения, дара. Вышивка на свадебных рушниках по поверьям должна была оберегать молодожёнов от порчи, сглаза. Рушниками украшали свадебный поезд — лошадей, упряжь, одежду гостей. На рушнике стоят жених и невеста во время венчания. Под этот рушник родственники жениха клали серебряные монеты и пшеницу – на счастье и богатство. Этим рушником потом украшали образа или вешали его на видное место в светлице. Рушниками украшали икону, которой родители благословляли молодых на венчание. Такой рушник – особенная святыня, которую не показывали посторонним и оберегали, как зеницу ока, передавая из поколения в поколение. Когда вы становитесь на рушник, то обязательно уследите, чтобы на него ненароком никто не встал. Этот человек может забрать у вас часть Божьего благословения, или же повлиять на вашу семейную жизнь, расстроить её. Рушники повсеместно дарили родственникам и гостям. Невеста рушником должна была одаривать родителей суженого, а он, в свою очередь, в знак согласия родителей и невесты на брак, получал самый большой и красивый рушник, который всегда вышивался вручную. Священник же перевязывает руки молодых специальным «союзным» рушником, который расшит именами жениха и невесты, глаголя при этом: «Совет да Любовь».Это и есть знак единства молодых супругов, символ телесного и духовного единения, нерушимости брачных уз. После венчания родители встречают молодых караваем. Его так же подносят на специальном свадебном рушнике — «хлебосольном». Богато расшитый парами голубей или лебедей (они символизируют жениха и невесту) и цветочным узором. Этот рушник служит пожеланием счастья, верности, богатства и многодетности.

3. Так же в дальний путь провожали душу, спуская тело покойника в яму на рушниках или холсте, желая ему дальнейшей светлой дороги в звездных мирах. В течение сорока дней после смерти рушник считался вместилищем души умершего, своеобразным окном между миром живых и миром мёртвых. Рушниками украшали намогильные кресты, деревья, церкви.

4. Еще задолго до христианских времен люди развешивали ткани и вышитые полотенца в священных рощах и дубравах, где происходило их общение с Богами. Ведь вся природа — их творение. Полотенца были своеобразными медиаторами, т.е. посредниками между Богом и Человеком. Те коды, ключи, наносились на полотенца, благодаря линиям и цветам, помогали людям общаться с миром невидимым, который населен разнообразными духами. Эти духи, принадлежащие к четырем стихиям — Огня, Воздуха, Земли и Воды, совокупно строят все живые формы, в том числе и человека, как физическое существо. Поэтому информация об этом была известна нашим предкам, и они общались с духами, привлекая светлых, или добрых для жизни и отпугивая злых.

Старший научный сотрудник

Козьмодемьянского музейного комплекса
Отдела хранения Акцорина А.Я

0

Автор публикации

не в сети 7 лет

kmk_museum

0
Комментарии: 0Публикации: 43Регистрация: 23-05-2017
Оцените статью
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля