Мир бумажных денег. Портреты на банкнотах: государственные деятели.

Деньги – это красиво. Мы обращаем внимание на их номинал, забывая о том, что это еще и произведения искусства.

Деньги – это красиво. Мы обращаем внимание на их номинал, забывая о том, что это еще и произведения искусства.

Представляем вниманию посетителей сайта виртуальную выставку посвященную искусству портрета на купюрах России первой половины 20 века.

На деньгах издавна изображали портреты исторических деятелей, проявивших себя в различных сферах (политика, военное дело, искусство, наука).

В состав виртуальной экспозиции вошли бумажные денежные знаки из нумизматического фонда Козьмодемьянского музейного комплекса представляющие собой настоящие графические шедевры – знаменитые «катеньки» и «петеньки» со сложнейшими гравированными портретами российских самодержцев. Так же не остался в стороне символ советского времени – портрет Ленина на банкнотах СССР.

500 рублей или внешность Петра I «выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести»

Остановимся более подробно на 500-рублевой банкноте, самой крупной по достоинству за всю историю царских денег. Отличалась она и своими большими размерами –  275х126 мм. На широком белом купоне банкноты размещался локальный водяной знак в виде портрета Петра I, а по всему полю кредитного билета – изображение его номинала. На лицевой стороне в верхней части слева находился малый государственный герб образца 1883 года. Правее по центру стояла надпись: «Государственный кредитный билет» и номинал прописью «Пятьсот рублей», а ниже – гарантия золотого обеспечения: «Государственный Банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы (1р.= 1/15 империала, содержит 17,424 долей чистого золота)», подписанная банковским управляющим и кассиром. Каждая банкнота имела свой шестизначный номер с двухбуквенной литерой.  Здесь же можно было прочитать выдержку из закона от 14 ноября 1897 года:

1.  Размен Государственных кредитных билетов на золотую монету обеспечивается всем достоянием Государства.

2.  Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей Империи наравне с золотою монетою.

3.  За подделку кредитных билетов виновные подвергаются лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы.

bumdengi1
bumdengi2 

Характер оформления оборотной стороны купюры можно описать как смесь стиля модерн с «русским» стилем, проявляющимся в пристрастии к тяжеловесным архитектурным деталям, знакам монархической власти. С правой  стороны банкноты художники поместили фигуру молодой девушки – аллегории России, в  одежде которой причудливо сплелись готические и русские народные черты, а  слева – портрет Петра I в овальной раме, увенчанной короной.   Из-за него  в народе 500-рублёвые купюры любовно называли «петеньки» или «петруши».

bumdengi3 bumdengi4

Образцом для изображения на банкноте послужила гравюра «Петр I» Якоба Хоубракена,  нидерландского художника и графика. Сама гравюра, в свою очередь, делалась с работы голландского художника-портретиста Карла  Моора. Портрет Петра он написал в Гааге  в марте 1717 года, куда последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский приехал из Парижа на лечение.

В то время  Петру I было 45 лет, и о том, какое впечатление он производил на окружающих, можно узнать из свидетельства герцога Сен-Симона, встречавшегося с Петром в Париже: «Он был очень высок ростом, хорошо сложен, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком, и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные черные глаза, большие, живые, проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается, в противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые повторяются не часто, но искажают и глаза и всё лицо, пугая всех присутствующих. Судорога длилась обыкновенно одно мгновение, и тогда взгляд его делался странным, как бы растерянным, потом всё сейчас же принимало обычный вид. Вся наружность его выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести».

Над оформлением банкноты 1912 года трудились талантливейшие художники и граверы Экспедиции заготовления государственных бумаг. Устроиться туда было непросто, приглашались только очень способные и одаренные специалисты из Германии, Франции, Австрии, Швейцарии. Долгое время никто не знал, кто именно работал над оформлением банкноты.

Причин тому несколько: 500 рублей вышли в обращение незадолго до революционных событий, а после 1917 года историей создания  купюр с царскими портретами никто не интересовался. Кроме того, под страхом строжайшего взыскания  работникам  предприятия предписывалось «состав и приготовление всяких государственных бумаг содержать в глубокой тайне от всех не принадлежащих Экспедиции лиц и даже от своего семейства». Секретность работы не позволяла разглашать  имена тех, кто  разрабатывал государственные бумаги.

В настоящее время сотрудниками спецфонда ФГУП «Гознак» установлено, что над проектом лицевой стороны работал художник Р. Зарин, а над проектом оборотной стороны – художник Р. Ресслер, клише для кредитного билета выполнил гравер И. Лундин.

100 рублей или «Катеньке» уже больше ста лет.

Не все знают, что именно Екатерина II ввела в России бумажные деньги, хотя сама мысль о том, чтобы – по примеру передовых европейских стран – пустить в денежное обращение бумажные купюры, зародилась в правительственных кругах России еще в середине XVIII века.

29 декабря 1768 года Екатерина II подписала указ о появлении в России бумажных денег, и с тех пор она сама не единожды попадала на банкноты.

Самым известным стал ее банкнотный портрет, помещённый на государственный кредитный билет 100 рублевого достоинства образца 1910 года. В народе эту банкноту ласково называли «Катенькой» или «Катеринкой».

bumdengi5
bumdengi6 

Кредитный билет печатался на бумаге с локальным водяным знаком (портретом Екатерины II) на белом купоне. Цвет купюры – традиционный для купюр достоинством 100 рублей – желто-бежевый, ее размер – 258х120 мм.

 

bumdengi7 bumdengi8

При работе над изображением императрицы художники и граверы предположительно взяли за основу картину художника И. Б. Лампи (старшего) – портрет Екатерины II с аллегорическими фигурами Крепости и Истины, созданный в 1790 годы. Иоганн Баптист Лампи (старший), австрийский художник итальянского происхождения, приехал в Петербург в 1792 году. Лампи был великолепным мастером живописи, его композиция уверенно свободна, колорит красив, мазок легок и смел. Он написал несколько схожих портретов императрицы, один из которых и был использован при работе над сторублёвой купюрой.

Сто рублей – это было много или мало для того времени? Согласно данным за 1911–1915 годы, мужчина, занятый в сельском хозяйстве в период весеннего сева, получал 71 копейку в день в черноземной полосе и 95 копеек в нечерноземной полосе. При сенокосе оплата повышалась до 100 и 119 копеек соответственно. Если взять оплату в день 100 копеек, то в месяц его заработок составлял около 30 рублей, за весенне-летний сезон с выходными и праздниками он мог заработать около 100 рублей и купить на них себе 5 коров и 5 лошадей (стоимость каждой примерно 10 рублей).

 

Царские купюры достоинством 100 и 500 рублей, выпущенные в 1910-1912 гг., стали последними банкнотами, которые можно было обменять в банке на золото.  Известны они также как  «романовские» или «николаевские». Созданные в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне Санкт-Петербургская бумажная фабрика – филиал АО «Гознак»), они оказались настоящим шедевром, и их  художественное совершенство не поблекло и по сей день. Высочайшее мастерство художников и гравёров, которые трудились над купюрами, прекрасно защищало их от подделки – точно воспроизвести индивидуальную манеру авторов портретов Екатерины II и Петра  I на банкнотах не смог бы даже самый виртуозный фальшивомонетчик.

Банкноты Ильича или символ целой эпохи.

Портрет Ленина на банкнотах СССР стал одним их символов советского времени. Но все же вождь мирового пролетариата не сразу попал на банкноты, хотя потом лик Ильича на них сохранялся с завидным постоянством, сохраняясь десятилетиями в неизменном виде.

Минуло ровно 80 лет с момента, когда на купюрах СССР в 1937 году впервые появился портрет В.И. Ленина.

Вообще, на изображения Ленина в Союзе не скупились, и, раз появившись на денежных знаках, он уже с них не исчезал, однако сейчас речь пойдет именно о самых первых купюрах, которыми расплачивались наши прадедушки и прабабушки.

История ленинского портрета, появившегося на купюрах 1937 года, довольно интересна. Через месяц после смерти вождя мирового пролетариата в 1924 году Управление фабриками Заготовления Государственных Знаков (так назывался Гознак первые два года после революции) разослало примерно двадцати известным художникам того времени письма с предложением создать портрет Ленина. В письмах говорилось, что портрет должен быть таким, чтобы с него можно было сделать классическую гравюру на металле для изделий Гознака. По условиям конкурса, портрет следовало исполнить «в академическом характере, желательно итальянским карандашом».

Среди художников были действительно выдающиеся фигуры, достаточно упомянуть Кустодиева, Анненкова, Малютина, Лансере, Петрова-Водкина, Кордовского, Эберлинга.

Однако на изделия Гознака попала работа А.Р. Эберлинга, который писал Ленина маслом. Выпускник Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Петербурге, Альфред Рудольфович Эберлинг приобрёл известность еще в царское время, занимая должность официального придворного портретиста вплоть до отречения Николая II.

Кроме множества официальных портретов, Эберлинг известен портретами знаменитых балерин – Анны Павловой, Матильды Кшесинской, Тамары Карсавиной.

При работе над портретом Ленина главной сложностью было отсутствие натуры – «натура» в то время уже лежала на Красной площади во временном деревянном мавзолее. Хотя Эберлингу повезло увидеть Ленина на одном из публичных выступлений, для портрета он все же воспользовался фотографией.

bumdengi9
bumdengi10
bumdengi11
bumdengi12

В 1937 году  Гознаку было поручено изготовление новых билетов Государственного банка СССР достоинством 1, 3, 5 и 10 червонцев. Именно они и стали первыми купюрами с Лениным.

Портрет Ленина, выполненный Эберлингом, гравировал художник А.Г. Блюм. Основную работу по созданию оригиналов новых червонцев взял на себя главный художник Гознака – Иван Иванович Дубасов: он оформил эскизы трех номиналов (в три, пять и десять червонцев), эскиз одного червонца сделал художник С.А. Поманский.

Что можно было приобрести в те годы на 10 червонцев? В магазине на них можно было купить 1 кг пшеничной муки (4 червонца 60 коп.), 1 кг лущеного гороха (3 червонца 60 коп.) и 1 кг гречневой муки (1 червонец 82 коп.).

Малеванная Т.С.
старший научный сотрудник отдела хранения

                                                Козьмодемьянского музейного комплекса
 

Список литературы

  1. Наука и жизнь. Внешность Петра I «не лишена была прелести» // https://www.nkj.ru/open/28855/
  2. Наука и жизнь. Банкноты Ильича // https://www.nkj.ru/open/31149/
  3. Наука и жизнь. «Катеньке» больше ста лет! // https://www.nkj.ru/open/28944/
  4. Иллюстрированный энциклопедический справочник «Символ власти» 2006 г.

 

0

Автор публикации

не в сети 7 лет

kmk_museum

0
Комментарии: 0Публикации: 43Регистрация: 23-05-2017
Оцените статью
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля