Уходят в прошлое века, сменяются столетья, но из века в век, из года в год сидели матери бессонными ночами у колыбельки, баюкая детушек под ласковые напевы колыбельных песен.
Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
Из люлек, зыбок, колысок, качалок, баюколок, «ванек-встанек» вышла вся Россия. История детской колыбели — это огромный пласт культуры.
Мораль наших предков была высоконравственна. Дети были желанными, отец, мать и престарелые люди глубоко почитались. Младенческая колыбель «зыбка» или «люлька» — была священна. Люлька – от имени молоденькой богини Лели, покровительницы младенцев, весны, молодых всходов, цветов. Отсюда столько однокоренных слов — люлька, лялечка, млеять. Аист, приносящий детей, на украинском языке — лелека.
Материал для будущей колыбели глава семейства подбирал самостоятельно, люльку делал собственными руками. Изготавливали их из разных материалов: дерева, липового луба из бересты, сосновой дранки; плетёные из ивовых прутьев, кореньев, и так далее. Зыбки в разных местах изготавливались по-разному: гнули лыковый луб, в виде короба с плетёным дном, иногда люлька представляла собой пяльцы, обшитые холстом и привешенные за углы на веревках, к зыбке крепилась верёвка с петелькой; её надевали на ногу и качали зыбку. В обиходе городских жителей встречалась другая форма — колыбель напольная, которая качалась по принципу «ваньки-встаньки». Деревянный короб ставился на высокие ножки — полозья. Такая колыбелька качалась из стороны в сторону от легкого прикосновения, стоит лишь немного её отклонить, для городских жителей это был очень удобный вариант, так как колыбель можно было поставить в любое удобное место, и она занимала небольшое пространство в отличие от зыбки.
Матерью готовился полог на колыбель, это была защита не только от комаров, мух, пыли, яркого света, сколько от злых сил, и поэтому полог вышивался защитными обережными символами, в виде полога могли использовать старый бабушкин сарафан, марийцы для этих целей использовали шавыр (кафтан) матери.
Зыбки обязательно подвешивали к длинной жерди — очепу. Очеп в свою очередь крепился к потолку при помощи кольца. В некоторых семьях использовали вместо очепа толстую пружину. Почему практически все семьи и все народы использовали подвесные зыбки?
Весь этап внутриутробного развития плода проходит в жидкой среде, которая поддерживает процесс развития ребенка фактически в невесомости. В момент рождения из привычной невесомости ребенок вдруг попадает в среду огромного гравитационного давления, в т.ч. «тяжелых» (по перепадам давления) гравитационных ритмов. Для новорожденного младенца характерно напряжение, мышечная скованность, судорожные движения. Чтобы их снять, необходимо создать для ребёнка адаптационные условия, совмещающие в себе и «невесомость» внутриутробного развития и гравитационное давление земли. Этому способствовала зыбка. В процессе качания (вверх – вниз) в ритмическом режиме ребёнок испытывает моменты невесомости в максимальном моменте высоты, и при максимально низких моментах испытывает наиболее сильные гравитационные силы. С помощью подвесной качающейся зыбки создаются адаптационные земные условия. Подвесная зыбка – это особая технология, абсолютно необходимая для постепенного не травматичного привыкания ребёнка к гравитационной среде земли.
В 80-ые годы ХХ столетия на базе НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН был выполнен следующий эксперимент (Н. Ф. Казачкова). Одна группа матерей воспитывала младенцев в подвесной зыбке, другая в обычной кроватке. При этом обнаружилось, что младенцы из первой группы лучше спали, меньше плакали, лучше сосали материнскую грудь. У них быстрее стала расслабляться сжимающая тело гравитационно-мышечная напряженность, уменьшаться мышечная судорожность. У них быстрее стал появляться осмысленный взгляд, в среднем на 2-3 месяца раньше у них появилось гуление и первые членораздельные слова. Меньше у таких детей была скованность и страх. На 1,5 – 2 месяца раньше дети стали вставать на ножки и ходить по земле. При развитии же целенаправленных ручных действий у них в меньшей степени проявлялись мышечная скованность (судорожность). Положительное влияние подвесной люльки сказывалось практически на всех последующих этапах развития. Например, в последующем у таких детей меньше была внутренняя напряженность при письме. В итоге, они меньше склонялись над тетрадью. Кроме того, у них был совершеннее почерк, рисунок и даже музыкальный слух! Свободнее и осмысленнее у них была речь. Меньше у таких детей был страх. На более высоком уровне у таких детей была нервно-психическая устойчивость к стрессам.
Поэтому исчезновение подвесных люлек из воспитательного арсенала привело к ухудшению развития у детей телесно — координаторных способностей, разнообразных произвольно-моторных функций, в т.ч. речевых и ручных. Привело к понижению функциональных возможностей базовых систем жизнеподдержания (сердечно — сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечного тракта, выделения и др.) [1]
Чем же ещё зыбка хороша, что народ её использовал веками? Не секрет, что ребёнок рождается с развивающейся пищеварительной системой. Практически все родители знакомы с детскими «коликами». У грудных детей мало своих ферментов, кишечник работает неравномерно, мышцы животика и ягодиц слабые. Замечательно, если у мамы достаточно грудного молока, и оно хорошо усваивается пищеварительной системой малыша. А если кормление смешанное или того хуже «искусственное»? Повышаются условия для газообразования, ребёнку больно, он плачет, а это усугубляет ситуацию. Большую роль в данной ситуации решает положение ребёнка. В кроватке (колыбельке), на ровной поверхности, ребёнок лежит прямо, живот в этом положении напряжён. В зыбке (люльке) такого не происходит, в ней поза ребёнка приближена к внутриутробному положению: спина слегка согнута, ножки поджаты, животик расслаблен.
Зыбка (люлька) — это замечательное изобретение наших предков, которое, к сожалению, почти не используется сейчас. А ведь когда-то люлька была просто незаменимой, без неё не обходилась ни одна изба. Наши предки верили, что смеющиеся во сне дети видят благоухающие, светлые райские сады. Люльки украшали райскими деревами, птицами, цветами, чтобы ребёнка в бодрствовании окружал райский сад; в головной части зыбки изображали солнышко с лучами, а в ногах, у подножья делали крест. Такую чудесную зыбку передавали из поколения в поколение, и она могла прослужить более 200 лет. На только что изготовленной зыбке писали (вырезали) год рождения первого ребенка затем и последующих детей, которых пестовали в этой люльке, таких надписей могло быть очень много, если учитывать, что семьи были многодетные, а зыбка передавалась из поколения поколению.
Наши предки никогда не делали ни чего «просто так», поэтому подвешивание зыбки к потолку не случайно: тёплый воздух скапливается у потолка, поэтому в зыбке ребёнку было теплее, чем в колыбели стоящей на полу. Помимо этого существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом ребёнка, он накапливает жизненную силу, энергию, лучше растёт. Но как говорится: «На Бога надейся, а сам не плошай», поэтому для защиты младенца от нечисти в люльку клали защитные, обережные предметы: гребень, нож, ножницы, иконки, крестики и так далее.
Конечно, в крестьянской среде существовал ряд запретов связанных с зыбкой, некоторые дошли до наших дней, мы их соблюдаем, не подозревая, с какими поверьями это связано. Наши мамы часто говорили: «не качай пустую коляску», но не объясняли почему, зачастую они и сами этого не знали, просто им так говорили их мамы. А всё очень просто – верили, что после того, как покачали пустую зыбку, ребёнок в ней не сможет спокойно спать, у него будет болеть голова, он будет плохо расти, и что совсем страшно – для ребёнка в зыбке «не будет места», то есть он умрёт. По другим поверьям – в семье родится ещё один малыш, или сразу двойня. Кстати сказать, посетители нашего Этнографического музея под открытым небом не однократно это подтверждали.
В колыбели сосредоточена огромная энергия, она защищает дитя от напастей, при качании зыбки, эта энергия концентрируется и окутывает дитя. Но при качании пустой зыбки, эта энергия приходит в дисбаланс, уходит в пространство и растрачивается попусту. Если малыша после этого положить в зыбку (коляску), в ней он начинает плохо себя чувствовать, капризничает, плохо спит. Молодые внимательные мамы, возможно, это замечали. Если вы гуляете с малышом, и он категорически отказывается лежать в коляске, возьмите его на руки, он инстинктивно чувствует дисгармонию и не защищённость. Суеверий в этой области великое множество, можно верить или не придавать им значения, но наблюдательность и мудрость наших предков списывать со счетов не стоит.
Современные люльки, настолько сложны, без инженерного образования не разберёшься. А крестьянская изобретательность проста и рациональна – деревянная рама, холст, обычные верёвочные узлы и всё. К колыбели можно подойти со всех четырёх сторон, её можно повернуть к себе любой стороной, легко подвешивается и снимается, а качать можно и ногой и рукой, а самое главное, нужная амплитуда и ритм качания.
Папы, дедушки, дяди, позаботьтесь о ваших малышах и их мамах, изготовить зыбку проще простого, а служить она будет долгие, долгие годы.
Зыбка – зыбать – укачивать.
Люлька – лелеять – убаюкивать (люли, люли).
Колыбель – колыбать (колыхать) – качать.
Старший научный сотрудник
отдела хранения
Козьмодемьянского музейного комплекса
Лобанова С.Ю.
Литература и источники:
- https://ok.ru/severnayaskazka/topic/66512626966732 [1]
- http://medportal.ru/enc/parentschildren/novorojdennye/21/
- http://drevoroda.ru/interesting/articles/701/1221.html
- Бежкович А.С., Жегалова С.К., Лебедева А.А, Просвиркина С. К. Хозяйство и быт русских крестьян. Памятники материальной культуры.- М.: «Советская Россия», 1959
- Марийцы: Историко – этнографические очерки. Коллективная монография.- Йошка Ола.: МарНИИЯЛИ, 2005
- Русские. Историко – этнографический атлас.- М.: Издательство «Наука»,1970