Православная Церковь долго готовится к праздникам и не менее длительно их празднует. Пасха празднуется шесть недель до Вознесения. А накануне всегда вспоминается чудо исцеления слепорожденного. Этому посвящено минувшее воскресное чтение девятой главы Евангелия от Иоанна: «И, проходя, увидел человека слепого от рождения. Ученики его спросили у него: Рави! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не сгрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии… Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошел и умылся и пришел зрячим» (Ин. 9:1-7).
Ученики Христа неспроста задали Ему этот вопрос. В народе израильском бытовало мнение, что если человек живет по заповедям Божьим, то, конечно, он может простудиться и загрипповать недельку другую, но такие фатальные несчастья как войны, неизлечимые болезни, бездетность, нищета могли случится, как с отдельным человеком, так и с народом, только по каким-то тяжелым грехам до четвертого поколения (Исх. 20:5). На первый взгляд такое представление кажется слишком узким и прямым. Ведь человек, как существо разумное, всегда ищет способы максимально обезопасить свою хрупкую жизнь. А для этого в первую очередь нужно было иметь хоть какое-то представление о причинах зла и страданий. И, несмотря на кажущуюся прямоту и узость древних представлений, люди времен Христа имели ясное и четкое ощущение и убежденность, что всякое зло и несовершенство в этом мире Богу Творцу неугодно. И, в отличии от многих из нас, современных людей, ученики Христа ясно осознавали и на основе Священного Писания и Предания были научены, что дисбаланс в мире был внесен именно бунтом человека против Бога.
Эту истину, порой, чисто по-человечески интерпретировали прямо и однобоко. В случае со слепым, а так же если у супругов не имелось детей, то они автоматически попадали в разряд людей второго сорта. Значит у них есть серьезные грехи, раз Бог их так обошел Своей милостью. Очень похоже на кармическую систему воздаяния. «Ни согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3). Эти словами Иисус отметает схематически-кармический подход к человеку. Болезнь не всегда прямо связана с личными грехами человека и тем более не свидетельствует, что человек менее любим Богом и как-то неполноценен пред Ним. Очевидно, есть причины, которые превосходят наше разумение. Здесь всегда есть момент тайны. Но Христос Своим действие открывает другую тайну – это тайна безграничной веры Бога в человека и бесконечного бегства человека от Бога.
Весь сюжет девятой главы Евангелия от Иоанна иллюстрирует и говорит о том, что есть болезни духа, которые куда страшнее, которые куда страшнее, чем физическая немощь. Прозревший слепой обнажил слепоту тех, кто думал о себе, что они с Богом и видят Его волю. Оказывается, у человека есть удивительная, не вполне объяснимая склонность уходить от настоящей любви и веры и заменять ее суррогатами потребительских отношений и ложного самодовольства. Именно поэтому чудо со слепым вызвало столь противоречивую реакцию. Казалось бы, только радоваться да благодарить Того, Кто это сделал, но этого не произошло. И не могло бы произойти по той простой причине, что человек приглашает Бога, как ремонтника, решить какие-то свои частные проблемы, но не хочет пригласить его как руководителя всей своей жизни. Великий христианский писатель Клайв Льюис говорил, что мы похожи на глупеньких, капризных детей, играющих в крохотной песочнице, в то время когда родители предлагают нам настоящее океанское побережье.
В другом месте он сравнивает отношения человека с Богом как процесс непрестанного ремонта дырявой крыши в сарае. Человек сокрушается по поводу каждой дырки и просит Бога подкинуть ему еще немного стройматериала. И в какой-то момент Бог приходит и предлагает оставить эту дряхлую жилплощадь и провести реновацию всего жилья – всей жизни. Бог предлагает переселиться во дворец! И если в нашей жизни появляется такой человек, который нашел в себе силу духа и веры и доверия к Богу и переселился во дворец новой жизни. И если он еще при этом активно об этом свидетельствует и стойко переносит непонимания и колкости окружающих, то это может нас, как вдохновить и сподвигнуть к покаянию, так и совсем наоборот – ожесточить и заставить гнать прочь от себя «нарушителя» спокойствия.
Так и произошло с этим бывшим слепцом. Его изгнали из синагоги за его свидетельство о Христе. Казалось бы, только прозрел, какое счастье! И тут же, первое, что он увидел – ожесточенную слепоту, так называемых, зрячих (Ин. 9:39-41). Но, что он еще видит? Он видит Христа, Который не оставляет его одного, но находит его и открывает ему Себя как Сына Божьего. Это история о том насколько может быть деликатен и ненавязчив Бог и насколько человек может это увидеть и остаться благодарным…
Автор: Севак Мирабян
Источник: www.iarex.ru