Древнего муравья-единорога нашли в янтаре

В янтаре из Мьянмы ученые обнаружили особь муравья возрастом 99 миллионов лет. Насекомое обладало луковицеобразным рогом, расположенным на середине головы, — уникальным для муравьев анатомическим свойством. Об открытии сообщается в журнале Current Biology, а коротко о нем рассказывает Science News.

Нижняя поверхность рога покрыта крошечными волосками, что указывает на то, что «инструмент» принадлежал хищнику. Аналогичные волоски присутствуют на мощных мандибулах (челюстях) муравьев рода Odontomachus: при прикосновении к волоскам эти челюсти автоматически захлопываются, подобно капкану.

Однако точная функция рога у особей нового вида остается неизвестной. Кроме того, размер его челюстей указывает на то, что ловить и пожирать он мог лишь крупную добычу (более мелкие жертвы легко освобождались бы от них).

В меловый период, когда жил «единорог», муравьи только начинали разделяться на специализированные подсемейства и роды. Большинство этих насекомых еще оставались существами «общего профиля», с достаточно единообразным анатомическим устройством. По словам ученых, хищник с рогом указывает на то, что даже в начале своей эволюционной истории некоторые муравьи достигали высокой степени специализации.

В 2015 году биологи из США провели исследование, которое показало важность для обороны муравьев мандибул — верхних парных челюстей. Ученые исследовали оборону муравьев вида Odontomachus brunneus, имеющих длинные мандибулы, по сравнению с муравьиными львами (Myrmeleontidae). Для этого биологи поместили насекомых в пластиковые стаканы, наполненные песком на четыре сантиметра и содержащие новокрылых насекомых в личиночной стадии.

Источник: lenta.ru