Духовный свет ученья книжного

455 лет назад, 7 августа 1565 года, первопечатник Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец приступили к изданию в Москве «Часовника»

«…Вместо плуга владею я искусством орудий ручного дела…, вместо же хлебных семян надлежит мне духовные семена по Вселенной сеять и всем… раздавать духовную эту пищу», – эти слова принадлежат диакону церкви Николая Гостунского в Московском Кремле, великому русскому первопечатнику Ивану Федорову, которого академик Дмитрий Лихачев с гордостью назвал «гигантской фигурой энциклопедиста-просветителя, художника и ученого…, открывшего своим делом новую эру в истории русской, белорусской и украинской письменности».

455 лет назад, 7 августа 1565 года,  первопечатник Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец приступили к изданию в Москве «Часовника» – второй из датированных русских печатных книг. Работа над новой книгой началась спустя всего год с небольшим после выхода 1 марта 1564 года знаменитого «Апостола» и завершилась менее чем через два месяца, 29 сентября.

К этой знаменательной литературной дате  библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского МБУК ЦБС для взрослых МОГО Симферополь подготовила юбилейное посвящение «Духовный свет ученья книжного».

Вниманию читателей, удаленных пользователей представлены «Летопись России в юбилейных и памятных датах», изданная в 1955 году книга Константина Осипова  «Русский первопечатник Иван Федоров», «Сказ о друкаре Иване и его книгах» и «Живая древняя Русь» Евгения Осетрова, тома «Литературной энциклопедии»,  другие издания из фонда библиотеки, которые знакомят с историей появления удивительного памятника книгопечатания «Часовника» – церковно-богослужебной книги, сборника повседневных молитв, учебника, по которому детей-школяров учили грамоте. Наименование «Часовник» происходит от названия главной части книги  «Часы Девы Марии».

«Когда напечатали «Часовник», мастер даже поцеловал книгу… Выглядел «Часовник» стромнее, чем «Апостол», но так и должно было быть – он ведь предназначался для тех, кто делает первые самостоятельные шаги в жизни. Но инициалы-буквы, как и в первой книге, привлекали своей затейливостью… С гордостью держа «Часовник» в руках, Иван перечитывал то, что совсем недавно написал он рукой. Литеры-буквы сообщали: «Окончена эта книга подвигами и тщанием, трудами и снисканием…», — читаем мы в издании Евгения Осетрова «Аз – свет миру: повесть в новеллах о Руси изустной, письменной и печатной».

В 1909 году первопечатнику Ивану Федорову в Москве был установлен памятник (скульптор С.М. Волнухин, архитектор И. Машков), которому русский поэт Владимир Луговской посвятил стихотворение «Иван Федоров»:

…Стоишь ты, дьяк, у стены старинной.

Лоб величав, бронзово-чист.

Ты для России, для Украины

Держишь первый печатный лист.

Огромный спрос на книгу такого рода сделал «Часовник» бестселлером того времени – его первый тираж  разошелся быстро. Книгу пришлось  выпускать несколькими изданиями. До наших дней от первого издания «Часовника» остался один экземпляр, который хранится в Брюсселе в Королевской библиотеке Альберта I. Экземпляром второго издания по праву гордится Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге.

«Книгопечатание явилось могучим орудием, которое охраняло мысль личности, увеличило ее силу в сотни раз», — так по достоинству оценил подвиг первых на Руси книгопечатников В.И. Вернадский.

Столетия пролетели, а интерес к слогу предков, к их поискам правды-матушки не иссякает. Вспомним героиню рассказа «Чистый понедельник» Ивана Бунина: «Я русское летописание, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю то, что особенно нравится, пока наизусть не заучу».

0

Автор публикации

не в сети 1 год

Nadegda Bespalko

0
Комментарии: 0Публикации: 288Регистрация: 01-08-2017
Оцените статью
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля