24 июля 2017 года сотрудница Козьмодемьянского музейного комплекса совершила экспедицию по маршруту: г.Козьмодемьянск – п.Васильсурск — г.Козьмодемьянск.
Цель экспедиции: проследить проявление языческих обрядов в наше время.
В ходе экспедиции были обследованы места вокруг Супротивного ключа в п. Васильсурск. Течет он супротив восхода солнца за что, по всей вероятности, и получил такое название. Вода в нем отличного вкуса, и этот ключ особенно почитается окрестными жителями.
На пригорке, из под которого выбивается Супротивный ключ, стоит часовенка, а в её выемке иконы, богомольцы здесь ставят свечки и кладут монетки.
С незапамятных времен на этот ключ с окрестных деревень приходили язычники-черемисы на мольбище. Центром мольбища, вероятно, был тот бугорок, на котором возвышается часовенка. Сзади неё, к горе, лежит кучка камней: возможно, это остатки языческого жертвенника?… Еще в 1906г Н.Оглоблин писал, что около этой кучи и часовенки черемисы клали свои немудреные жертвенные приношения, адресованные «старым богам» — куски тряпиц от своего белья, свертки тряпок (приношения от целой семьи).
Приписывали ключу целебную силу: в случае, болезни отрывали лоскут носильного платья больного и вешали его в часовне – болезнь проходила.
В настоящее время, Супротивный ключ облагорожен. Наискосок от источника, построена купель, где каждый желающий может искупаться, набрать вкусной водицы. Вокруг часовенки и ключа, на деревьях навязано огромное количество тряпочек, ленточек и тесемочек. Язычников нет, а традиции просить здесь здоровья и благополучия сохранились. Напрашивается вывод, что проявления языческих обрядов сохранены и в наши дни.
Кораблева О.В.