На фоне событий в Сирии, последовавших за выступлением В.В. Путина перед Генассамблеей ООН 28 сентября 2015 г., в мировых СМИ началось активное обсуждение темы международного терроризма, угроза которого сегодня связана с деятельностью «Исламского государства». В этой связи хотелось бы отметить, что обеспокоенность России этим вопросом имеет самое непосредственное отношение к ее восточным рубежам, а именно к постсоветским государствам Центральной Азии.
Центральная Азия – обширный регион, который включает в себя Афганистан, Монголию, северные области Ирана, Индии и Пакистана, запад Китая, а также часть азиатской территории России и пять бывших советских республик – Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Поскольку любое потрясение в постсоветской части Центральной Азии отражается на России, неудивительно, что этот субрегион является важнейшей зоной российских стратегических интересов. Как следствие, распространить свое влияние здесь хотят соперники России по геополитическим играм – США и страны НАТО, которым нередко оказывается на руку дестабилизация обстановки в постсоветских центральноазиатских государствах.
По утверждению экспертов, радикальные движения в постсоветских республиках Центральной Азии финансируются и направляются некими международными силами. Так, с начала 2000-х гг. власти Узбекистана и Киргизии столкнулись с «Исламским движением Узбекистана». В настоящее время это одна из самых крупных террористических группировок, представляющих опасность для всего Центральноазиатского региона. Целью создания этой организации было стремление к отделению Ферганской долины от Узбекистана, Киргизии и Таджикистана и образованию на ее территории отдельного исламистского государства. Ферганская долина – густонаселенный район с высоким уровнем безработицы, что делает ее территорией, удобной для деятельности радикальных организаций и вербовки новых адептов. И если раньше боевики хотели создать государство на территории Ферганской долины, то теперь их планы еще амбициознее: они планируют сделать ее частью исламского халифата, включающего весь Ближний Восток и Кавказ.
В августе 2015 г. «Исламское движение Узбекистана» примкнуло к «Исламскому государству». Эта организация обретает все большее влияние в регионе, и к ней постоянно присоединяются более мелкие формирования из центральноазиатских стран.
Угроза настолько сильна, что 1 октября 2015 г. пограничные войска Таджикистана на границе с Афганистаном были приведены в полную боевую готовность в связи с взятием штурмом г. Кундуз боевиками-талибами, состоящими в этих террористических организациях.
В последние годы усилилась работа агентов международных террористических организаций в Казахстане. Они производят вербовку и обучение боевиков. На территории страны работают базы, на которых готовятся диверсии против соседних стран. Граждане Казахстана были замешаны в террористических актах в Узбекистане и Киргизии.
Более того, выходцы из центральноазиатских республик принимают участие в боевых действиях в Сирии и Ираке на стороне «Исламского государства». Заглядывая в будущее, можно сказать, что, возможно, самое страшное для стран Центральной Азии начнется тогда, когда эти бойцы начнут возвращаться домой. Велика вероятность, что, набравшись опыта на войне, они развернут террористическую деятельность в своих странах.
Серьезность угрозы терроризма в постсоветской Центральной Азии усугубляется высокой степенью поддержки радикальных исламских движений местным населением, среди которого ведется активная экстремистская пропаганда. Для России это опасно прежде всего тем, что пропаганда ведется также среди мусульман, проживающих на ее территории. По некоторым данным, значительное число выходцев из Центральной Азии, принимающих участие в войне на Ближнем Востоке, было завербовано на территории Российской Федерации, куда они приезжали из своих стран на заработки. Некомфортные условия жизни, низкая оплата труда и недовольство правительством в родной стране способствуют успеху вербовщиков.
Следовательно, самый страшный сценарий развития событий, связанных с деятельностью террористических организаций в Центральной Азии, связан с возникновением вооруженных конфликтов, которые грозят нарушением стабильности в России, так как ей придется столкнуться с потоком беженцев и разрушением устоявшихся торговых и политических отношений с восточными соседями.
Такая ситуация будет выгодна всем, кто заинтересован в ослаблении России, в том числе США. Многие факты говорят, что некоторые опаснейшие террористические организации были созданы не без участия спецслужб США и НАТО. Вероятно, геополитические интересы США время от времени требуют совершать противозаконные действия чужими руками, и исламские террористы прекрасно для этого подходят. Стремясь распространить свое влияние на какой-либо регион, они не раз оказывали поддержку местным экстремистским и террористическим организациям, чтобы их руками свергать неугодные режимы.
Есть основания считать, что Запад обеспокоен сближением России и Китая и поэтому может использовать напряженность в Центральной Азии для ослабления соперников и укрепления собственного влияния в регионе. Как уже упоминалось, военный конфликт в регионе принесет массу неприятностей России. По Китаю он ударит тоже, особенно если активизируются уйгурские сепаратисты Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Его население – более 15 млн человек, из которых 60% принадлежат к тюркским народам и исповедуют ислам. США и их союзники из НАТО при определенных условиях могут содействовать экстремизму для усиления своего влияния в регионе и оказания давления на Россию и КНР.
Отличие современного взаимодействия спецслужб США и террористических группировок в том, что теперь они рассчитывают ликвидировать террористов после «использования». Однако убежденность западных спецслужб в том, что они способны контролировать террористов, глубоко ложная. Как упомянул в своем недавнем выступлении на Генассамблее ООН президент РФ В.В. Путин «…те, кто заигрывает с террористами, имеют дело с людьми жестокими, но не глупыми, и имеющими свои собственные амбиции и планы по их реализации. «Исламское государство» возникло не на пустом месте: его также поначалу пестовали как орудие против неугодных светских режимов».
Угроза всему миру растет еще и потому, что, даже объявляя о своем курсе на непримиримую борьбу с терроризмом, США и блок НАТО в первую очередь думают о собственных геополитических планах, – что они показали действиями в Ираке и Афганистане.
Теперь мощь «Исламского государства» возросла настолько, что противостоять ему все страны могут только сообща.
Выступая перед Генассамблеей ООН, В. Путин в очередной раз призвал все страны (в первую очередь, западные) забыть амбиции и объединиться с Россией и ее партнерами в борьбе против общей угрозы. Прислушается ли Запад к этим словам? – Понятно, что если США и страны НАТО не пересмотрят свои взгляды, мировой терроризм нескоро будет повержен.
София Пале,
Источник: ru.journal-neo.org