Тереза Мэй – 76 по счёту премьер Её Величества и вторая дама на этом ответственном посту – возглавляет правительство Великобритании в начальный период Brexit. Будучи противником выхода королевства из Евросоюза дореферендума, Тереза Мэй активно воплощает решение плебисцита после него. Она стала лидером консервативной партии 11 июля 2016 и премьер-министром 13 июля. Минимизация экономического и торгового ущерба от Brexit – главная задача новой «железной леди» во главе британского правительства.
Военно-политический урон для Великобритании сомнителен – расставание с ЕС на членстве в НАТО и стратегическом партнёрстве с США не отражается.
Борис Джонсон руководит МИД Великобритании с 13 июля 2016 года – опять же по итогам июньского британского референдума. Долгие годы эпатажный политик яростно отстаивал, продвигал, защищал и бился за Brexit. Джонсон был очевидным кандидатом на пост премьер-министра Великобритании по совокупности евроскептических заслуг. Однако бюрократические ухищрения, откровенное предательство близких друзей и партийных партнёров закрыли ему дорогу к руководству консерваторами. Без такого лидерства обосноваться на Даунинг-стрит в доме №10 невозможно.
Борис Джонсон получил кресло руководителя Форин-офиса в качестве утешительного приза и как определённый вызов своим дипломатическим талантам. 13 лет журналистской карьеры, 9 лет руководства мэрией Лондона оставили неизгладимый след в стиле отношения Джонсона к дальнему зарубежью. Ещё больше следов публичной резкости нынешнего главы МИД Великобритании к известным публичным персонам и геополитическим реалиям.
Согласно шутливым откровениям Б. Джонсона, Африка является страной, страдающей от бегства британских колонизаторов. Предел мечтаний африканцев – уплетать бананы и размахивать флажками во время визитов британской королевы. В Папуа-Новой Гвинее до сих пор практикуют каннибализм, повезло бананам и флажкам. Дональд Трамп – потрясающе невежественный сумасшедший, американцам не повезло. Наиболее успешными евроинтеграторами прошлого были Наполеон и Гитлер. Столица Нидерландов омерзительна и порочна. Что все же лучше китайского культурного влияния на мир ввиду полного отсутствия такового влияния.
Стихотворные вирши лондонского мэра о президенте Турции публиковать не представляется возможным по цензурным причинам и соображениям элементарной этики. Но легко представить впечатление Р. Эрдогана от такого «творчества ниже пояса». А также от назначения «творца» главой МИД Великобритании и от необходимости официально встречаться с поэтическим дипломатом. Подобная встреча состоялась в сентябре 2016 – на протяжении 50 минут, с протокольной фотосъёмкой, но без малейших дипломатических достижений.
Скандальный багаж прошлого существенно осложняет Б. Джонсону исполнение служебных обязанностей. Трудно скорбеть о «безжалостных бомбардировках Алеппо», когда полгода назад восхищался успехами освободителей в Пальмире.
В сентябре 2016, за неделю до визита к объекту своей стихотворной сатиры, глава Форин-офиса предложил отобрать сирийскую власть у Асада (неизвестно как) и передать её Высшему совету сирийской оппозиции. Который заседает в Лондоне и состоит неизвестно из кого. Тусклая клоунада предсказуемо осталась сотрясением воздуха локального масштаба.
В декабре 2016 года глава королевского МИД отличился куда большим размахом скандальной откровенности. Борис Джонсон обвинил официального союзника Великобритании в извращении ислама и разжигании войны:
«Саудовская Аравия и Иран издеваются над религиозными нормами в политических целях и развязывают прокси-войны на Ближнем Востоке…»
Британская дипломатия вписала новую страницу в книгу своих сомнительных достижений.
Саудовская Аравия – давний партнёр Великобритании на Ближнем Востоке. Это наиболее крупный покупатель британского оружия и боеприпасов для нужд proxy war и для откровенной интервенции в Йемене.
Более того – премьер-министр Великобритании госпожа Т. Мэй только что вернулась из ближневосточного турне, побывав в Катаре, Бахрейне, Омане, ОАЭ и Саудовской Аравии! Где убеждала наидемократичнейших монархов в британском почтении, в совместном отражении угроз безопасности, в необходимости дальнейшего сотрудничества по линии ВПК. С некоторыми королями Терезе Мэй встретиться пока не удалось – в частности, с главой дома Саудов Салманом. Собственный глава МИД так отлично подготовил почву для визита в Эр-Рияд, хоть не выезжай.
Цена сотрудничества с Саудовской Аравией – около 3 млрд. ₤ в год, выплачиваемых производителям и продавцам британского оружия саудовскими клиентами. Нельзя рисковать такими деньгами в процессе Brexit. Бомбовый геноцид в Йемене, реки крови в Мосуле? Прекратите, всё зло в Алеппо, туда смотрите…
Глава правительства Её Величества совершает ближневосточный забег ради мира и процветания британских военно-промышленных интересов. А глава британской дипломатии ставит ей подножки неуместным морализаторством, да ещё с религиозной подоплёкой! Как же исправить ситуацию и задобрить нефтяных коллег по королевскому цеху? Как не оставить без доходов цеха своего ВПК?
Изящное решение озвучено пресс-секретарём премьер-министра Великобритании:
«Позиция Б. Джонсона не отражает взгляды британского правительства, особенно это касается роли Саудовской Аравии в регионе…»
Позиция главы британской дипломатии не отражает мнения британского правительства по внешнеполитическому вопросу. Хотя призвана вырабатывать это мнение собственной профессиональной позицией.
МИД Великобритании – не профильное министерство иностранных дел, а филиал разъездного цирка? Пусть и с актуальными, но неуместными репризами?
В былые времена придворных шутов казнили не за острый язык, а за несвоевременную внимательность.
Возможно, Б. Джонсону удалось добиться собственной отставки безо всяких шуток.
Или дальнейшие полномочия скандального министра всё ещё соответствуют взглядам британского правительства на комплексную проблему Brexit?
Автор: ДАША ГАСАНОВА
Источник: www.grtribune.ru