
В Таджикистане подходит к концу агитационная кампания перед всенародным референдумом о внесении изменений в конституцию страны, которые позволят действующему президенту Эмомали Рахмону избираться неограниченное число раз.
Кроме того, граждане страны проголосуют за поправку о снижении минимального возраста для кандидатов в президенты с 35 до 30 лет, которая даст возможность старшему сыну Рахмона — Рустаму Эмомали — в 2020 году выдвинуть свою кандидатуру на пост президента, если отец все же решит отойти от дел.
Согласно действующей конституции, Рахмон, возглавляющий страну с 1994 года, не может баллотироваться в 2020 году. В прошлом году он был провозглашен лидером нации.
В ходе всеобщего голосования, которое пройдет в воскресение 22 мая, таджикским гражданам предстоит дать один ответ «да» или «нет» на вопрос о принятии 40 поправок, предложенных таджикскими властями, из которых только две являются ключевыми, а остальные носят технических характер.
Поправки включают в себя также запрет на создание и деятельность партий и движений национального и религиозного характера.
<ul>
<li>Таджикистан готовит референдум для лидера нации Рахмона</li>
</ul>
<ul>
<li>Говорить с лидером Таджикистана могут только высокие арийцы?</li>
</ul>
Сохранить и закрепить
Наблюдатели считают, что решение о проведении очередного референдума вызвано желанием действующих таджикских властей сохранить и закрепить свое влияние. В ЦИК Таджикистана с такой точкой зрения не согласны.
«Правительство страны обеспечило все условия для проведения честных и прозрачных выборов. Они пройдут в соответствии со всеми международными нормами», — подчеркнули в ЦИК Таджикистана.
По данным центральной избирательной комиссии страны, в стране откроются более трех тысячи избирательных участков в 68 округах, еще 36 участков будут работать в 29 государствах мира. За ходом голосования будут наблюдать более 130 наблюдателей из стран СНГ и международных организаций.
В том, что результаты референдума будут положительными для власти, в стране практически никто не сомневается.
«Основная часть электората не участвует в выборах. Более миллиона таджикских граждан находятся за пределами страны. При всем желании участвовать в голосовании многие из них не смогут. За последние 20 лет мы неоднократно становились очевидцами того, как проходят эти мероприятия и какие результаты в итоге мы получаем. Власть не заинтересована в разъяснении населению сути и необходимости вносимых поправок»,- уверен Шодавлат Шонусайриев, руководитель информационно-аналитического отдела Социал-демократической партии Таджикистана.
Основной политический оппонент официального Душанбе — влиятельная Исламская партия страны — в сентябре прошлого года решением Верховного суда была закрыта, а ее деятельность была признана террористической.
Таджикские власти обвинили исламистов в попытке государственного переворота и организации военного мятежа под руководством бывшего замминистра обороны генерала Абдухалима Назарзода в начале сентября 2015 года.

Image captionВласть не заинтересована в разъяснении населению сути вносимых поправок, уверен Шодавлат Шонусайриев
В Душанбе проходит громкий судебный процесс над 17 сторонниками высшего политического совета религиозного объединения, для пяти из них обвинение просит пожизненного заключения.
Ранее социал-демократическая партия Таджикистана (СДПТ) также объявила о бойкоте референдума.
«В 1999 и 2003 годах в конституцию были внесены изменения и дополнения, которые существенно ухудшили демократический потенциал. Ныне предлагаемые изменения и дополнения еще более ухудшат ситуацию. В бюллетене для голосования будет один вопрос – принимаете или не принимаете изменения. И это несмотря на то, что проект вносимых изменений и дополнений состоит из 41 пункта. Это недемократично», — говорит лидер партии Рахматилло Зойирова.
Единодушные депутаты
Несмотря на критику, подготовка к предстоящему голосованию активно продолжается несколько месяцев.
Чиновники и парламентарии по всей стране разъясняют населению республики пользу проведения всенародного голосования, за необходимость которого ранее единогласно проголосовали все 63 депутата таджикского парламента.
Государственные теле- и радиоканалы также активно подключились к этой кампании.
При этом проправительственные журналисты и таджикские чиновники чаще всего объясняют необходимость участия в референдуме, а не суть предложенных поправок.
По всей стране развешаны огромных размеров рекламные щиты, призывающие граждан выполнить свой гражданский долг и проголосовать.
«Агитационная кампания идет с большим размахом. По ТВ ролики ежечасно показывают, на улицах города билборды. На всех выборах народ надеется на улучшения, а получается как всегда. Для нас голосование не сделает никакой погоды, но для власти — это большое дело», — отмечает Тутиниссо Сангова.

Image copyrightBBC
Image captionДворец президента Таджикистана
«Формальное мероприятие, организованное для зарубежных СМИ и иностранных доноров. Глядите, у нас все делается демократическим путем, но результат референдума никак не будет зависеть от выбора народа. Все заранее решено. Многие даже не в курсе того, о чем речь. Я спрашивал», — полагает житель Душанбе Тимур Махмудов.
С этой позицией соглашается и душанбинец Зубайд Тахиров: «Зачем идти на выборы? Смысл? Я столько раз бывал на таких мероприятиях и видел полное равнодушие людей. Их заставляют, они идут голосовать, но при этом знают, что ничего от нас не зависит».
«Вы знаете, сколько у людей проблем? Кризис в России. Мигранты денег не присылают. Люди думают о том, чем детей утром накормить. Они боятся голода. Им не до выборов, голосований. Им все равно. Они заняты решение повседневных насущных дел», — возмущается уроженец Куляба Бахром Тураев.
«Я обязательно схожу проголосовать. Это очень важно, потому что президент Рахмон об этом сказал, а он плохое не посоветует. Не зря его выбрали лидером нации. Он сказал, значит так надо. И думать нечего. Он все знает», — говорит Шерали Давлатов, житель города Вахдат.
«Вечный президент»

Image copyrightBBC
Image captionПо всей стране развешаны огромных размеров рекламные щиты, призывающие граждан выполнить свой долг и проголосовать
Представители избирательных комиссий на условиях анонимности рассказали Русской службе Би-би-си, что власти запретили им рассказывать жителям страны о двух ключевых поправках в конституцию, рекомендовав акцентировать внимание на десятках менее значимых.
«Нам запретили людям рассказывать о том, что среди десятков поправок есть две, одна из которых позволяет президенту Рахмону стать «вечным президентом», а вторая — его сыну выдвигать свою кандидатуру на следующих выборах. Нам объяснили, что надо рассказывать о других технических изменениях и уходить от таких вопросов», — рассказал Русской службе Би-би-си один из членов избирательной комиссии в Душанбе.
Конституция Таджикистана менялась не раз. Несколько лет назад в результате референдума в конституцию Таджикистана были внесены изменения, которые увеличили президентский срок с четырех до семи лет.
Оппоненты властей считают, что очередная серия конституционных поправок лишь продолжает давно идущие процессы, которые только укрепят культ личности Рахмона.
Источник: www.bbc.com



