Новая фаза сирийского противостояния

17 сентября 2018 года в сирийском воздушном пространстве произошла большая трагедия. Огнём сирийского же зенитного комплекса С-200 был сбит российский самолёт-разведчик Ил-20. Весь авиационный экипаж из 15 граждан РФ погиб. За полувековую историю эксплуатации Ил-20 не случилось ни одной аварии или серьёзного происшествия, катастрофа трехнедельной давности оказалась беспрецедентной.

Обстоятельства гибели российского самолёта и российских военнослужащих не позволили включить сентябрьский инцидент в раздел Friendly fire. Действительно, одним из парадоксов современной высокотехнологичной войны стал существенный рост потерь от «дружественного» огня.

Хотя стрельбу по своим ошибочно открывали ещё в античных битвах.
Самый высокопоставленный офицер US Army, убитый во время Второй мировой войны, стал жертвой американской бомбардировочной авиации.
Самая крупная военно-морская битва в послевоенной Европе произошла в июле 1974 – между тремя кораблями турецкого ВМФ и 44 штурмовиками… турецкой авиации. Греки «ответили» уничтожением своего транспортного самолёта.
В ближневосточных конфликтах ситуация складывалась ещё хуже. Арабские батареи ПВО сбивали свои самолёты, еврейские артиллеристы били по своим танкам, американские истребители атаковали американские вертолёты и т.д.

Кроме того, у почтенного зенитного ветерана С-200 имеется фатальный недостаток перенацеливания уже выпущенной ракеты на более крупную мишень. Именно таким образом во время учений украинских ПВО был сбит гражданский лайнер в 2001 году. Однако осенью 2018 российский самолёт был захвачен в зенитный прицел не самопроизвольно, но ввиду преступной халатности (если не злонамеренного расчёта) боевой авиации Израиля.

До 17 сентября 2018 года израильские ВВС пользовались определённой безнаказанностью в сирийском небе. За несколько лет ими проведено более 200 ударов по целям, потенциально угрожающим безопасности Израиля. Как правило, без входа в сирийское воздушное пространство, посредством дальнобойных ракет и планирующих авиабомб.

С российской стороной действовало соглашение о предотвращении опасных инцидентов. Сирийские ПВО и иранские союзники Дамаска в соглашении не участвовали и справедливо классифицировали израильские действия как военно-авиационный бандитизм.

В феврале 2018 один из бандитских F-15 был сбит огнём сирийской ПВО. Израиль объявил об уничтожении половины сирийских зенитных средств по суворовской антиметодике «Гладко будет на бумаге, незачем слезать в овраги!»
Израильская авиация на некоторое время стала осмотрительнее и осторожнее, отчёты о крахе сирийской ПВО имели иную аудиторию.

Эффект же от 200 авиаударов по САР был и остаётся противоположен желаемому – иранское военное присутствие в Сирии и боевой потенциал ливанской «Хезболлы» с момента первого налёта лишь усилились и продолжают укрепляться.

17 сентября 2018 года четвёрка израильских F-16 совершила налёт на сирийскую провинцию Латакия. Впервые за все годы кровопролитной сирийской войны.
Впервые бомбы упали в нескольких десятках километров от российской авиабазы Хмеймим.
Впервые командование РФ получило извещение об атаке за минуту до первых разрывов – что делает само предупреждение бессмысленным.

Более того – один из атакующих F-16 совершил воздушные манёвры, приведшие к перезахвату цели ракетой сирийской ПВО.

Последующая реакция израильских властей и военного командования вызывает большое сожаление ввиду исключительной наглости, беспардонного лукавства и непонимания последствий гибели Ил-20 с экипажем из 15 российских граждан.

Профессиональная делегация израильских военных привезла в Москву абсолютно непрофессиональные аргументы вида «Сирийцы вели хаотичный зенитный огонь», «Наши самолёты никем не прикрывались», «Израиль сидит себе спокойно, никого не трогает и примус починяет» и т.д.

Все движения и даже бортовые номера израильских бомбардировщиков зафиксированы российскими средствами объективного контроля, развёрнутыми в САР. Зафиксированы посекундно, с высокоточной привязкой к местности. Поэтому московские переговоры продолжались всего 17 минут – дежурные соболезнования плохо сочетаются с очевидной ложью соболезнующих.

Президент Российской Федерации классифицировал гибель нашего самолёта как трагическую случайность, произошедшую вследствие израильской провокации. Соразмерным ответом стало усиление сирийских средств ПВО современными комплексами С-300, оперативно переброшенными из России. Данные зенитные системы по настоятельным просьбам Тель-Авива не поставлялись Дамаску с 2013 года.

Как подчеркнул министр обороны РФ: «Теперь ситуация изменилась – и не по нашей вине».

Ситуация в сирийском небе изменилась не только лишь поставкой нескольких дивизионов российских С-300.
Все силы сирийских ПВО в ближайшие месяцы будут сведены под единое управление с использованием автоматизированных средств, ранее применявшихся только в РФ.
В приморских районах САР и на ливанском направлении осуществляются меры подавления радиосвязи, навигации и ориентирования любой вражеской авиации и других средств воздушного нападения. Сам Ливан ни авиацией, ни ПВО не обладает.

Сколько именно установок С-300 развёрнуто в САР, места их дислокации и боевые возможности четвёртую неделю тестируются исключительно в медийном пространстве диванных экспертов.

Публикациям типа «Эти ПВО бесполезны против израильских ВВС!», «С-300 заблокирует весь Хель Хавир!», «Невидимые F-35 всех одолеют и продолжат авиаудары!» несть числа. Их озвучивают с самых высоких трибун с авторитетным апломбом и без оглядки на ужасающие последствия озвучиваемого.

Реальность же состоит в следующем – с 17 сентября 2018 года израильские самолёты ни разу не нарушили и не приближались к границам САР ближе разведки в небе над Бейрутом. Ливанский суверенитет на связь так и не вышел, да. Израильские ракеты, беспилотники, планирующие и прочие бомбы ни разу не упали на Сирию. Не отмечено ни одной наземной атаки или диверсии против сирийских подразделений ПВО.

Сохранится ли такой пацифизм в среднесрочной перспективе? Ограничатся ли битвы сражениями диванных генералов, рассуждениями доморощенных аналитиков, сравнительно скромным ростом зенитных возможностей Сирии и ударно-авиационного потенциала Израиля? Хорошо, если так.

Цена провокационной ошибки невероятно возросла. Цель силового выдворения Ирана из Сирии была труднодостижима и до гибели российского Ил-20 – после неё стала практически невероятной. Израиль потерял доверие российского военного командования, утратил безнаказанность и внезапность. Пример умиротворения района Голанских высот – достигнутый дипломатией, но не бомбёжками! – разумно взять на вооружение отнюдь не в милитаристском смысле.

Время безраздельного регионального превосходства израильских вооружённых сил закончилось ещё в 2007 году – когда за целый месяц не было сломлено сопротивление группировки (не государства!) «Хезболла».
Жажда мести и опора на призраки былых побед – скверные ориентиры в новой фазе сирийского противостояния.

Автор: Даша Гасанова

Источник: grtribune.org

0

Автор публикации

не в сети 10 лет

ИА РусРегионИнфо

0
Комментарии: 1Публикации: 55160Регистрация: 28-09-2014
Оцените статью
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля