Россия начинает противодействовать информационному давлению Запада.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила о беспрецедентной информационной агрессии против России. Это произошло после того, как было принято решение об операции Военно-космических сил (ВКС) РФ в Сирии. Сегодня синусоида антироссийской истерии достигла своих максимальных значений со времен, пожалуй, Карибского кризиса, но, судя по развитию геополитической ситуации, и это не предел.
Многие зарубежные СМИ развернули мощную кампанию по дискредитации действий РФ в Сирии. И так совпало, что две социологические организации — «Левада-центр» (2-5 октября) и ВЦИОМ (3-4 октября) почти одновременно провели исследование об отношении граждан России к сирийскому конфликту и участию в нем наших ВКС.
«Левада-центр» констатирует: к нанесению ударов по позициям ИГ ВКС РФ «целиком положительно» относится 31% респондентов, «скорее положительно» — 41%, «скорее отрицательно» — 10%, «резко отрицательно» — 4%, остальные затрудняются ответить. По данным ВЦИОМ, 64% россиян считают, что «России надо участвовать в сирийском конфликте, чтобы остановить исламских террористов на дальних подступах, а не на собственной территории». Таким образом, действия государства поддерживает большинство населения.
Это, конечно, хорошо. Вместе с тем, как явствует из результатов исследований, определенная часть россиян настроена против решения властей участвовать в сирийских делах.
Несогласных в стране, исходя из процентного соотношения, может быть от 14 до 18 млн человек, что приблизительно равно количеству жителей таких мегаполисов, как Москва и Петербург. Думаю, это очень много, даже слишком. Традиционно недовольные в любой стране составляют 3-5% от количества населения страны (недовольные, замечу, постоянно и всем и вся). В отдельные моменты число их увеличивается до 10%-11%, причем – очень быстро. И тогда общество накаляется до предела, страна окунается в предреволюционную ситуацию. Этот вывод, кстати, нашел свое подтверждение в протестных событиях 2012 г., когда т.н. несистемная оппозиция предприняла несколько попыток по организации в России «цветной революции», иными словами, государственного переворота.
Эти попытки не увенчались успехом, но сегодня, как видим, недовольство, связанное с сирийской ситуацией, опять зашкаливает. Угрозы государственным устоям пока нет, однако напрашиваются определенные аналогии с дважды «беременной» революцией Украиной (оба раза «роды» состоялись с помощью западных «акушеров»).
Незадолго до сирийских событий только что назначенная директором Департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова, дискутируя в чате ВВС с российскими и зарубежными участниками Интернет-сообщества, одному украинскому «хлопцу» сказала так: «…вам следовало бы задать вопрос самому себе: как получилось так, что дважды в новейшей истории президента вашего государства отстраняли от власти под давлением зарубежных государств? Разрушение государства изнутри пострашнее любого вторжения, включая и мнимое. Потому что вторжения можно и нужно отражать, а вот заставить свой народ не покидать Украину (в ряде случаев вместе с территорией) невозможно…»
После такого многоточия хотелось бы обратиться еще к одному исследованию «Левада-Центра», которым он в сентябре и октябре выяснял отношение россиян к США и другим зарубежным странам. И видим удивительный результат: среди опрошенных 18% готовы сегодня уехать на заработки за рубеж, год тому назад на переезд соглашались 14%. При этом 75% респондентов уверены, что США, Германия, Япония, Великобритания – противники России, «которые стремятся решать свои проблемы за ее счет и при удобном случае наносят ущерб ее интересам». Но 17% убеждены, что эти страны имеют с Россией общие интересы «в борьбе с преступностью и терроризмом, экологическими бедствиями, в развитии науки, культуры, экономики».
Похожие мнения, особенно насчет бесспорных благ от европейской науки, культуры и экономики, бытовали и в Российской империи накануне наполеоновского нашествия 1812 г.
Но именно после разгрома Наполеона неблагодарная Европа начала целенаправленную информационную войну против России, которая без пауз длится по сей день. И вырисовывается совершенно неожиданная связь времен.
На днях российские СМИ сообщили, что нынешний год, объявленный в России Годом литературы, планируется завершить масштабным телепроектом под названием «Война и мир. Читаем роман». Участниками акции станут не менее 1300 человек в разных странах. Каждому достается по странице всемирно известного произведения Льва Толстого. За четыре дня – с 8 по 11 декабря роман будет прочитан до корки до корки. Трансляцию с площадок для чтения будут вести телеканалы «Россия К», «Россия 1», радиостанция «Маяк», а также некоторые Интернет-издания.
Оценки этому проекту могут быть разные. Для меня, в частности, наиболее важным окажется тот факт, что в очередной раз от имени России в Берлине, Париже, Вене, Пекине, Вашингтоне, других столицах планеты зазвучит тема войны, а главное, мира — дилемма, опять поставленная историей на первый план. Вспомнились в этой связи несколько эпизодов романа.
Наполеон вторгся в Россию. Английский клуб в Москве. Жюли Карагина, с которой берут штраф за использование французского языка. Она платит и замечает, что «у меня нет ни денег, ни времени, как у князя Голицына, взять учителя и учиться по-русски…». Князь Голицын, между тем, учил русский язык для того, чтобы его не приняли за француза, поскольку Шиншин говорит, что становится опасно изъясняться по-французски на улицах. Причем, говорит это на французском языке, что еще более подчеркивает неестественность ситуации для русского человека.
А неизвестный дворянин в Слободском дворце перебивает уважаемого Степана Апраксина, призывает всех «не рассуждать… а действовать», показать Европе «как Россия встает за Россию». Слушают его, а не многочтимого Апраксина. Ситуация вполне определенным образом коррелируется с нынешними российскими реалиями. Перед нашим обществом опять встал вопрос: сможем ли показать Европе, да и не только ей, «как Россия встает за Россию»?
Те 15%-18% «недовольных – несогласных», в том числе желающих заработать за кордоном, появились не сразу и не вчера. Не касаясь глубины проблемы, отмечу лишь несколько любопытных фактов. Так, Федеральное агентство новостей (ФАН) заинтересовалось, снижается ли со стороны российских покупателей спрос на жилье в британской столице, где, как известно, обосновалось столь немалое количество граждан России, и бывших тоже, что в этой эмигрантской «тусовке» Лондон стали по-свойски именовать Лондонградом.
По информации известного брокерского агентства «Huntly Hooper», число россиян, покупающих или арендующих недвижимость в Лондоне, не только не упало, но даже выросло (сведения на начало октября с.г.).
«Среди покупателей достаточно большой процент состоятельных россиян… в среднем жилье в Англии ежегодно дорожает на 7-15%… Россиян в большинстве случаев интересуют квартиры в новостройках и дома. Также многие хотят иметь реальный доход от сдачи жилья в аренду, поэтому активно рассматривают варианты инвестирования в студенческие апартаменты», — утверждают в агентстве. При этом, как минимум, три фактора должны были бы отвратить россиян от туманного Альбиона: кризис в стране, ограничения по покупке недвижимости в отношении российских чиновников и служащих, а также взаимные санкции между РФ и Европой.
Не отвратили. «Англичане» отечественного разлива «домики» в российской деревне покупать не стали. Да, в нашем государстве явно идет «что-то не так». Вот и Европейское статистическое агентство «Евростат» тоже опубликовало недавно интересные для нас данные. В прошлом году каждый седьмой внешний турист в Европе был российский гражданин. Это очень высокий показатель. Как сказала «АиФ» Ирина Щеголькова, руководитель пресс-службы Федерального агентства по туризму, из страны «вывозилась колоссальная сумма ежегодно — порядка 50 млрд долл.» По данным Европейской комиссии по туризму, турпоток из России в Европу упал на 30%, но, согласитесь, сумма вывозимой валюты все равно остается огромной. В российском туризме в страны Европейского союза по-прежнему превалирует курортный интерес.
Граждане стран ЕС, отметим, преимущественно осуществляют свои туристические путешествия внутри ЕС, а у нас, видимо, нет ни морей, ни регионов с теплым климатом. Сегодня 38% жителей нашей страны хотели бы отдохнуть в Крыму. Потому назову еще одну цифру: стартовую цену выставленного на аукцион санатория «Форос», принадлежавшего укро-патриоту и миллиардеру Игорю Коломойскому, Совет министров Крыма определил в 1,4 млрд руб. Вопрос элементарной арифметики: сколько таких VIP-санаториев можно купить (построить) за вывозимые каждый год из страны 50 млрд долл. (плюс-минус) российскими туристами? Неужели об этом никто не задумывался?
Наверное, задумывались… По миру, конечно, надо ездить и лучше за свой счет, чем ходить с протянутой рукой наподобие украинских «лидеров», вслед за которыми двинется вскоре весь народ.
Но речь — о нас. И, насколько я понимаю, взывать к патриотизму тех, кто вывозит российские деньги в чужие края, нередко враждебные России, — бесполезно. Тем более, что нынче на Руси быть патриотом ох как «нелиберально».
А ведь и по сути, и фактически все это жертвы или, если хотите, потери антироссийской войны, которую почему-то на американский манер стали называть гибридной, хотя это не что иное, как продолжение все той же Холодной войны, только упакованной в современную оболочку.
Еще в конце августа 2008 г. в Генштабе ВС РФ было заявлено, что Россия должна быть готова к глобальным информационным войнам. По мнению специалистов ГШ, в будущем победа в возможных войнах и вооруженных конфликтах будет достигаться путем уничтожения управления государством и вооруженными силами за счет информационных технологий. «На первый план выходят действия, результаты которых достигаются за счет технологического и, главным образом, информационного превосходства», — утверждали в Генштабе.
Тогда хотелось поверить в то, что урок от начисто проигранной информационной войны во время грузинско-российского вооруженного конфликта пошел впрок. К тому же спустя шесть месяцев Генштаб уточнил, что полномасштабные войны в информационной сфере могут начаться в мире через два-три года. И для того, чтобы Россия была готова к ведению таких войн, Генштаб намерен разработать всеобъемлющую стратегию информационной защиты государства. В апреле с.г. командующий войсками Западного военного округа (ЗВО) генерал-полковник Анатолий Сидоров высказал мнение, что анализ действий США и их западных союзников показывает: против России проводится первая фаза так называемой гибридной войны и в этой фазе организуется умышленная дестабилизация внутриполитической обстановки политическими и экономическими мерами. Несколько позже министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что средства массовой информации стали видом оружия. В мае этого года секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев сообщил, что разрабатываться новая редакция доктрины информационной безопасности.
Ныне действующая доктрина была принята еще в 2000 г. и, разумеется, устарела. И я совершенно не случайно дал некоторую часть хронологии того пути, которым шла Россия к пониманию необходимости новой доктрины. И были еще на этом пути проигранные информкампании по сбитому под Донецком малайзийскому «Боингу», и по гражданской войне на Украине… Кстати, и в «грузинской», и в «боинговой», и в «украинской» кампаниях конца и края пока не видно. И сегодня совершенно не ясно, кто выйдет из них победителем.
Зато в сирийском конфликте и Генштаб, и МИД показали высший класс противодействия информационным атакам извне, и, похоже, на этом этапе «сражение в эфире» осталась за Россией. Но выиграть бой, даже десяток-другой боев, еще не значит, что и в войне будет достигнута победа.
Тем более, противник у нас опытный. И самое главное: надо четко понимать, что борьба с враждебной идеологией идет уже не на внешних рубежах Отечества – она давно переместилась внутрь нашей страны. Фактически информационные бои мы ведем на собственной территории.
Это в хрущёвские и брежневские времена американская пропаганда сдерживалась (но не останавливалась) «железным занавесом» и цензурой. Относительно малочисленные диссиденты были, в общем-то, вполне безобидны, часть их, как выяснилось позже, успешно сотрудничала с КГБ. Но «перестройка» открыла западным идеологам дорогу к «беззащитным» мозгам советских людей. Потребовалось всего несколько лет, чтобы в СССР началось массовое «брожение умов», Союз распался, новые российские власти фактически подчинились «добрым» американским советникам. Западная точка зрения на Россию, которую нам до того безуспешно пытались привить в течение нескольких сотен лет, стала практически официальной. СМИ – от Москвы до самых до окраин! — открытым текстом называли Россию варварской страной, которая должна стыдиться самого факта своего существования, посыпать голову пеплом и каяться, каяться, каяться… А нас за это пинали со всех сторон. В назидание и нам, и потомкам.
Поворот, прежде всего во внутренней информационной политике, начался после того, как Владимир Путин «равноудалил» самых одиозных олигархов и забрал у них часть властных рычагов, в том числе идеологических (СМИ), хотя официально идеологии в России вроде бы и нет. СМИ нехотя, но постепенно стали выражать хотя бы формально пророссийскую точку зрения на текущие события. Однако в большинстве своем и по сей день сохранили лояльность Западу. Специалисты в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) дают весьма нелицеприятные оценки российским СМИ. Не буду переходить к конкретике, назову лишь некоторые общие выводы.
Так, по мнению экспертов, «телефронт в целом можно охарактеризовать как умеренно русофобский». Отечественный «радиоэфир является умеренно антироссийским».
По словам тех же специалистов, «на фронте бумажных СМИ ситуация опять-таки складывается далеко не в нашу пользу». «…Интернет сейчас является сугубо антироссийским». И главное: «…так сложилось, что 95% журналистов и редакторов СМИ придерживается более или менее русофобской точки зрения».
С этими выводами и характеристиками можно спорить, доказывать обратное, но вот вопрос: почему именно в сфере масс-медиа уже четверть века крутятся весьма серьезные иностранные деньги – голландские, шведские, британские, оффшорные, за которыми нередко торчат американские уши?
В январе 2014 г. один из сайтов российского сегмента Интернета опубликовал статью «Нужен ли в России закон об «иностранных агентах» в СМИ?» Автор Людмила Кешева утверждала: «В России, по данным на июль 2010 года, зарегистрировано более 93 тысяч СМИ, причем абсолютное большинство из них — 90% — это негосударственные СМИ. Все средства массовой информации Запада контролируются в последние десятилетия небольшой группой медиа-гигантов, которые решают какую информационную политику проводить и зачем. Такая же ситуация сложилась и в России.
Основные СМИ в России контролируются американцами. Медиа-политическая система Российской Федерации устроена так, что в деятельность СМИ напрямую вмешиваются рейтинговые агентства.
Сегодня чем больше грязи, тем больше денег получают СМИ: это запрограммировано в американской системе рейтингов, действующей в России. Вы задумывались, как выстраивается система рейтингов тех или иных каналов и кто за этим стоит?»
Опасность, исходящая от подконтрольных Западу российских СМИ, была замечена, и в сентябре прошлого года Госдума приняла закон, запрещающий иностранным инвесторам держать больше 20% акций в российских СМИ, а также выступать учредителем СМИ иностранным гражданам и лицам с двойным гражданством. Но в силу этот закон вступает почему-то только с 2016 г.! Что ж получается? Нас бьют, а мы даже «газеткой» отмахнуться не можем?..
И вот недавно в Госдуму был внесен проект поправок к закону о СМИ и Кодексу об административных правонарушениях (КоАП). Получающие иностранное финансирование СМИ обяжут в течение 30 дней уведомить об этом Роскомнадзор. Неоднократное нарушение станет основанием для прекращения судом деятельности данного СМИ. Один из авторов законопроекта Вадим Деньгин (ЛДПР) заявил: «Давайте признаем: идет информационная война. Нам говорят: ваши государственные СМИ хвалят президента и премьера. Хорошо, давайте посмотрим, кто вам заказывает музыку». Депутат также подчеркнул, что знает о фактах массовой скупки районных и городских газет на иностранные деньги. Замечу, о фактах скупки СМИ в российской глубинке уже не раз говорилось в прессе, ну и что? «Васька слушает да ест».
Министр культуры РФ Владимир Мединский в июле тоже выражал недоумение государственной политикой в подчиненной ему сфере кино. «Я не могу понять, почему наша налоговая система поддерживает финансово Голливуд, а не отечественное производство», — говорил он.
Тогда в России попытались было ввести налог на зарубежные фильмы, и, по словам министра, такие меры могли бы поддержать российское кино, а также дать толчок для фильмов, «способствующих более патриотическому взгляду на Россию и ее правительство». Дело в том, что 80% кассовых сборов российских кинотеатров обеспечивают иностранные фильмы. Но от налога пришлось отказаться, поскольку цены на билеты возросли бы рублей на 100 и киносети просто рухнули бы.
А кино для нас по-прежнему важнейшее из всех искусств, и только Фонд кино в 2014 г. перечислил продюсерам на производство и прокат фильмов около 4 млрд руб., в том числе 3 млрд руб. из госбюджета.
Но большую часть «кассы» в России продолжают собирать голливудские фильмы. Они же делают погоду и на российском телевидении. И если в 2008 г. на отечественные картины приходился каждый четвертый рубль в прокате, то пять лет спустя — уже вдвое меньше. И текут, текут наши денежки за кордон, убегают из России.
Правда, киносети нынче обязуются «приложить максимальные усилия», чтобы отдавать не менее 20% экранного времени фильмам российского производства, но опять – только в 2016 г. Спрашивается, что же это за год такой особенный?
Грядет год выборов в Государственную Думу РФ, и т.н. несистемная оппозиция потихоньку смещает центр своих пропагандистско-организаторских усилий в провинцию, откуда собирается совершить марш-бросок на Москву. И депутат тоже не случайно сообщает «о фактах массовой скупки районных и городских газет на иностранные деньги». Странное совпадение, и совпадение ли?
Сегодня очевидно, что Россию хотят взорвать изнутри, нашими же руками и за наш счет. Для чего общественное сознание методично, изо дня в день обрабатывается в угодном Западу духе и российскими же газетами, телевидением, театрами, кино, интернетом, словом, всеми доступными медиа-средствами, то есть теми, которые хотят быть проданными и купленными.
Однако ситуация далеко не так безнадежна, как может показаться. Государство хотя и медленно, но начинает запускать в действие разнообразные механизмы противодействия информационному давлению Запада. Впечатление такое, что в этом противостоянии впервые намечается перелом в нашу пользу. Медийная схватка за Сирию дает основания делать такой вывод. Так не пора ли нам бросить Западу открытый идеологический вызов? И воспользоваться всеми имеющимися у нас средствами? Чтоб получилось вроде того ошеломившего Запад удара крылатыми ракетами по угнездившимся в Сирии террористам, который своей синергетической силой дополнил удары российской авиации и сделал сирийский процесс необратимым.
Валерий Панов
Источник: stoletie.ru