В марте 2014 года Евросоюз начал раскручивать маховик антироссийских санкций. Посыл был вполне прозрачным: пока Россия не изменит свою позицию, санкции будут нарастать. Однако внешняя политика России не поменялась, а санкции обернулись против тех, кто их выдумал.
С первого августа прошлого года вступил в силу третий этап санкционной войны. В дело пошли так называемые секторальные санкции. Это запреты на поставку вооружений в Россию и вывоз из России оружия и связанных с ним материалов; сюда же относится запрет на ввоз в РФ товаров и технологий двойного назначения, а также ограничения на продажу техники для нефтяной отрасли.
Санкции накладывались сроком на год и были благополучно продлены, хотя, казалось бы, уже не осталось людей, уверенных в эффективности подобных запретов.
Именно с введением третьего пакета санкций начали давать сбои многочисленные международные космические программы, завязанные на Россию. Правда, НАСА объявило о приостановке сотрудничества еще в апреле того года, но нашумевший запрет на закупки российских ракетных двигателей Рд-180 сенатору Маккейну удалось протащить только в декабре.
Как оказалось, в каждом заборе найдется неприметная калитка. Двигатели Рд-180 Соединенные Штаты действительно больше не закупают. Исключение сделано только для контракта корпорации ULA — общей дочки Боинг и Локхид Мартин. Да и то только для уже действовавшего договора долгосрочной поставки, рассчитанного до 2019 года.
Предполагалось, что американцы сумеют разработать до этого срока собственный двигатель. Но вышло проще. Теперь американская же компания Orbital Sciences Corporation закупает у нас двигатели Рд-181 и все довольны. Ну разве что Джон Маккейн может что-то подозревать.
А вот у европейцев еще сохранились воспоминания о нормах порядочности, да и формулировки в документах ЕС оказались более расплывчатыми. Поэтому для возобновления сотрудничества Евросоюзу понадобится сначала отменить санкции. Как оказалось, для этого нужна всего лишь личная заинтересованность и отсутствие запасных вариантов.
Сразу после начала российской операции в Сирии посыпались угрозы расширения санкционного списка. Соединенные Штаты, как водится, помалкивали, готовясь снимать сливки, а Европа отрабатывала за себя и за того смуглого парня.
А дальше события начали развиваться с космической скоростью. Второго октября на сайте Информационного агентства России появилась заметка со ссылкой на некий источник в ракетно-космической отрасли. Этот источник сообщил, что пуск ракеты-носителя «Рокот» с европейским спутником Sentinel 3A, назначенный на 10 декабря, может быть отложен.
Видите ли, нестыковочка в планах. Приблизительно на ту же дату назначен военный запуск «Рокота», так что европейцам придется обождать. Хотя шансы еще остаются. ТАСС даже приводит цитату своего источника.
«Будет команда из Москвы — пуск будет выполнен 10 декабря».
Неделя понадобилась Евросоюзу на размышления. За это время наши военные летчики показали отличную точность бомбометания, а корабли Каспийской флотилии продемонстрировали возможности комплекса «Калибр». И вот девятого октября стало известно, что санкции в отношении такого явного товара двойного назначения, как компоненты ракетного топлива, сняты. В Официальном журнале Евросоюза появилась соответствующая запись.
«Из запрещенных к торговле товаров исключены гидразин, монометилгидразин и диметилгидразин».
Что тут скажешь. Думается, что если бы европейские политики были всерьез озабочены производством ракет в России, то ни о каких поставках компонентов для ракетного топлива и речи бы не шло. И это, несмотря на то, что по заверениям Роскосмоса, топливо для наших ракет производится из российских компонентов.
Нет, здесь пустой треп. Рефлекторное взвизгивание на успешные действия ВКС России в Сирии с последующим поджиманием хвоста. Вес Соединенных Штатов на мировой арене сильно упал, а без сильного хозяина за спиной политика ЕС дает сбои.
Мониторинговый спутник Европейскому космическому агентству нужен, а действия России в Сирии Евросоюзу на руку. И так мигрантов девать некуда. Потому стоило только намекнуть, что если хочешь в космос, то нужно вести себя прилично, как политика санкций внезапно оказалась не такой уж и важной.
Посмотрим, что будет дальше. Санкции, как известно, продлены до конца января 2016 года. Но с момента их продления мир успел заметно поменяться. Уже есть прецедент досрочной односторонней отмены мешающих ограничений. То ли еще будет.
Илья Новицкий
Источник: cont.ws