Фонд развития гражданского общества (ФРГО) обнародовал результаты очередного, десятого выпуска рейтинга эффективности губернаторов.
Исследование основывалось на пяти методических модулях. Так, на рейтинг губернаторов влияли данные социологические исследования Фонда «Общественное мнение» и экспертные оценки. Второй модуль основан на данных Федеральной службы государственной статистики РФ. Затем в расчет принимались показатели социального самочувствия регионов России. Методика четвертого модуля основывалась на экономических достижениях региона. Последнее что эксперты принимали во внимание — это данные медийной активности губернаторов.
Среди самых успешных руководителей регионов значится глава Чечни Рамзан Кадыров, он разместился на 7 строке, набрав 93 балла (первое место — губернатор Калужской области Артамонов А.Д. 98 баллов). При этом Кадыров обогнал мэра Москвы Сергея Собянина, которому отдали восьмое место.
Рамазан Абдулатипов оказался среди тех, кто постоянно улучшает свои позиции в рейтинге эффективности губернаторов. Так, в этом году он занял 16 место (83 балла). Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов разделил вместе с губернатором Московской области Алексеем Воробьевым 22 и 23 места (77 баллов). Стоит отметить, что они оба ухудшили свои показатели в сравнении с прошлым годом, потеряв 3 балла.
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров разместился на 29-31 месте, поделив его вместе с Сергеем Аксеновым из Крыма и главой Ненецкого автономного округа. Аксенов и Евкуров набрали 72 балла. Отметим, что глава Ингушетии прибавил в этом году целых 5 баллов, а Аксенов их потерял. Владимир Владимиров из Ставропольского края продемонстрировал максимальный рост баллов в рейтинге, набрав 10 очков. В результате этого он с 64 баллами расположился на 42 строке.
Губернатор Севастополя Сергей Меняйло также потерял 5 баллов и занял 51-52 место. Глава Кабардино-Балкарии Юрий Коков, как и в прошлом году, занимает 62 место, сохранив 50 баллов. Глава Северной Осетии Тамерлан Агузаров занял 78 место, набрав 43 балла. Напомним, что он недавно стал представлять регион, и в прошлом году его еще не было в рейтинге. Замыкает рейтинг губернатор Астраханской области, занявший 83 место.
В беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров заметил, что в любом рейтинге, даже если он не является авторитетным, хочется быть как можно выше. «Что касается данного рейтинга, то он авторитетный, поэтому, конечно, чем выше в нем находишься, тем почетнее», — сказал он.
При этом глава республики подчеркнул, что он всегда оценивает свою деятельность, основываясь не на рейтингах, а на той работе, которую сам выполняет. «Я знаю, чем занимаюсь, что делаю, с какой отдачей работаю, что получается, а что нет. Но на рейтинги надо обращать внимание. Узнал о месте, на котором нахожусь, и теперь буду тщательно смотреть, в каком направлении работать, чтобы улучшить свои позиции», — заключил Юнус-Бек Евкуров.
Со своей стороны, политолог, кандидат исторических наук Алан Касаев отметил, что говорить об эффективности работы региональных властей на Северном Кавказе, основываясь на данных этого рейтинга, довольно сложно, поскольку есть ряд объективных и субъективных факторов.
«Рейтинг ФРГО — интегральный рейтинг, он базируется на социологических исследованиях фонда «Общественное мнение», на данных Росстата и на экспертных опросах. Соответственно, есть элементы объективные, такие как данные Росстата, а есть элементы субъективные. Естественно, в число интегральных показателей рейтинга ФРГО включаются и показатели борьбы с коррупцией. Но она очень трудно рейтингуется. Не совсем понятно, какие именно данные стоит учитывать в данном вопросе, количество судебных процессов на душу населения, или же что-то другое», — рассказал эксперт.
«Что касается чисто формальных вещей, то инвестиционная активность субъектов Северного Кавказа в основном выражается в умении привлечь федеральные бюджетные инвестиции. Здесь, несомненно, на лидирующих позициях находятся Чечня, Дагестан и Ингушетия. Ингушетия, поскольку продолжает действовать федеральная целевая программа, объемом почти в 60 млрд рублей, Дагестан — потому что действует программа развития Дербента к 2000-летию города. Пик мероприятий прошел, но она все еще продолжает реализовываться. Видимо, в этом и есть основные причины изменения позиций руководителей Дагестана и Ингушетии. Что касается Ставропольского края, то улучшение ситуации здесь, честно говоря, не совсем понятно, но, может быть, имеется в виду, что в этом году там будет неплохой урожай», — пояснил политолог.
Говоря о подобных рейтингах, он заметил, что они полезны тем, что являются инструментом, который, фактически, заменяет собой межсубъектную конкуренцию, оказывая влияние на руководителей субъектов. «С помощью этого рейтинга глав субъектов каким-то образом ранжирует Кремль. И здесь прослеживаются определенные тенденции. Скажем, бывший руководитель Северной Осетии Таймураз Мамсуров занимал низкие места в рейтинге ФРГО, и в итоге его полномочия не были продлены. Во всяком случае, многие связали два этих события», — сообщил эксперт.
Член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, журналист Максим Шевченко, комментируя вопрос эффективности работы региональных властей на Северном Кавказе, заявил, что все зависит от региона и от критериев оценки этой эффективности. «На Северном Кавказе сегодня практически нет терроризма. Но я не знаю, чьих заслуг здесь больше — глав республик или все-таки спецслужб. Думаю, что все же спецслужб, хотя, конечно, в Чечне и в Ингушетии руководители приложили огромные усилия к победе над терроризмом, потому что сами они люди военные. В целом, обстановка стабильная и спокойная. Ситуация постепенно улучшается, но прорывных моментов, кроме Ингушетии и Чечни, которые являются явными лидерами, мы нигде не наблюдаем», — сказал он.
В свою очередь, директор Центра политической информации Алексей Мухин обратил внимание на то, что в данном рейтинге шла серьезная ротация. «Сейчас в связи с обострившейся проблемой «Исламского государства» в России на первый планы вышли вопросы безопасности. И то, как вели и ведут себя губернаторы, главы регионов Северного Кавказа, было очень важно. Кто-то справился, а кто-то — нет. Но в основном справились. И я так понимаю, что именно эта работа повлияла на распределение мест в рейтинге», — сообщил политолог.
При этом он напомнил, что ФРГО возглавляет экс-сотрудник администрации президента. «Поэтому, я думаю, губернаторы с большим вниманием следят за этим рейтингом, поскольку он в какой-то степени формирует отношение президентской администрации к ним», — подытожил Мухин.
Источник: vestikavkaza.ru