Cтрановые риски: швейцарские банки закрывают счета россиян

Крупнейшие швейцарские банки UBS и Сredit Suisse этой осенью начали массово закрывать счета российским клиентам, рассказали Forbes три источника на рынке private banking.

Банки вынуждают закрыть свои счета клиентов с активами менее $5 млн, — говорит банкир, — В cлучае отказа клиент обязан заплатить абонентскую плату за ведение счета». Она составляет около тысячи швейцарских франков в месяц. По словам еще одного банкира, в прошлом году такая политика швейцарских банков уже затрагивала клиентов из России, но тогда затруднения испытали клиенты со счетами менее $3 млн. Некоторые клиенты попадали в неприятные ситуации из-за того, что банки оповещали о своем решении с помощью почты. «Многие российские клиенты получили бумажные уведомления в специальные арендуемые ячейки в Швейцарии, — объясняет банкир, — Естественно, почту в них каждый день никто проверяет, и клиенты в течение трех-четырех месяцев не знали о решении банка и вынуждены были заплатить комиссию».

В UBS нет каких-либо штрафных тарифов для владельцев небольших счетов, говорит глава UBS Wealth Management в России Илья Соларев. «У клиентов UBS есть ориентир по размеру активов, при котором клиенту было бы экономически оправдано пользоваться всем спектром услуг банка» — говорит Соларев. Минимальным ориентиром в UBS является сумма в $5 млн. В Сredit Suisse заявили, что банк публично «не обсуждает вопросы, связанные с клиентами».

Проблемы у россиян с зарубежными банками начались еще весной прошлого года, когда в результате украинского кризиса и присоединения Крыма Россия попала под международные санкции.

Российский девелопер, имеющий бизнес за рубежом, рассказывал Forbes, что закрытие мелких счетов у российских клиентов в зарубежных банках стало обычным делом и он считает это дискриминацией по национальному признаку. В британском банке HSBC у него была карта с небольшой суммой после того, как он сократил операции по зарубежному счету с лимитом около $10 млн. Он попадал в менее привилегированную категорию клиентов банка, но что-либо сделать со счетом и поменять тариф не успел — банк уведомил о закрытии счета по своей инициативе. На этом его злоключения в зарубежных банках не закончились. Год назад его сын оформлял ипотеку в банке Barclays. Английский банк отказывался брать в поручители отца, так как кредитный инспектор считал такой кредит рискованным из-за санкций США в отношении российских граждан. Банк разрешил привлечь девелопера созаемщиком только после того, как тот показал паспорт со свежей американской визой. «Barclays повел себя так, как будто Великобритания — это колония США», — возмущается девелопер.

Клиенты из России не первые, кто испытывает проблемы с банками Швейцарии. Так в 2013 году Wall Street Journal сообщала, что Credit Suisse закрывала счета клиентам из стран попадавших под санкции, в частности Анголы, Туркменистана и Белоруссии. По мнению банкиров, таким образом кредитные организации минимизируют страновые риски и переводят фокус на обслуживание более крупных счетов.

Кроме закрытия счетов, швейцарские банки стали следить за соблюдением клиентами российского законодательства о контролируемых иностранных компаниях и законодательства о валютном контроле. Это начало отражаться на их бизнесе. Несколько банкиров сообщили, что UBS и Credit Suisse разрешают российским клиентам переводить деньги на свои персональные счета в Швейцарии только из России.

«Перевод в Швейцарию из России является гарантом того, что налоги с этой суммы уплачены», — объясняет один из банкиров. Этим летом замминистра финансов Сергей Шаталов встречался с руководством UBS и Credit Suisse в Швейцарии, — говорит собеседник Forbes, — Шаталов рассказал банкирам об амнистии капиталов и выслушал их мнение о возможностях применения российских законов по отношению к российским клиентам в Швейцарии». Шаталов через пресс-службу Минфина отказался от комментариев. «UBS соблюдает все законы, правила и нормы юрисдикций, в которых мы ведем бизнес. Являясь глобальным банком по управлению благосостоянием, мы считаем частью нашей работы хорошо разбираться в законах и, по мере возможности, помогать своим клиентам их соблюдать. UBS всегда старается держать своих клиентов в курсе регуляторных изменений, которые могут их касаться», — говорит Соларев.

За то, что банки предупреждают российских клиентов о рисках и требуют заводить деньги на счет только из России, клиенты должны сказать спасибо, считает руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп» Елена Овчарова.

«По сути, перевод денег на зарубежный счет валютного резидента России не с его счета в российском банке — это, по общему правилу, незаконная валютная операция.

За нее угрожает денежный штраф в размере от 3/4 до всей суммы операции. Чтобы гражданам России перестать быть валютным резидентом, им необходимо проживать вне России не менее года», — комментирует Овчарова. При этом обмен информацией между налоговыми органами стран с прошлого года ускорился, когда Россия присоединилась к международной конвенции об административной помощи по налоговым делам.

Партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов говорит, что использовать зарубежные счета без ограничений, накладываемых российским валютным законодательством, российские граждане могут, открыв иностранные компании, которые имеют банковские счета в зарубежных банках. На такие счета ограничения, накладываемые валютным законом, не распространяются. «Однако у такой опции есть и негативный момент: если физлицо является российским налоговым резидентом, то, скорее всего, такая компания будет признана контролируемой иностранной компанией, — говорит Кленов, — Необходимо будет уведомить о такой компании, готовить для нее отчетность и уплачивать налог в России с нераспределенной прибыли. Но эта проблема решается, если физлицо становится налоговым резидентом другой страны».

Петр Руденко,Елена Зубова,Антон Вержбицкий

Источник: forbes.ru

0

Автор публикации

не в сети 10 лет

ИА РусРегионИнфо

0
Комментарии: 1Публикации: 55160Регистрация: 28-09-2014
Оцените статью
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля