Эмма Эшфорд, эксперт по международной безопасности Института Катона.
В последнее время в пресс появляется множество версий в отношении того, какими мотивами руководствовался Кремль, начиная военную операцию в Сирии, и многие слишком рьяно объясняют военное вмешательство желанием «уколоть Америку».
Подобные спекуляции сопровождаются фотографиями Владимир Путина, выглядящего как стратегический гений, играющий в геополитические шахматы на уровне гроссмейстера.
Нет ничего более далекого от правды, чем подобное восприятие происходящих событий.
Безусловно, достаточно убедительным выглядит желание Путина выставить Америку в плохом свете при каждой возможности. Но существует много других причин, по которым Россия вмешалась в конфликт в Сирии. И хотя Путин в течение какого-то времени может выглядеть политиком, уверенно держащим под контролем развитие ситуации в Сирии, военное вмешательство, скорее всего, закончится для него плохо.
Уже становится заметно, что в то время как многие иностранные обозреватели описывают интервенцию России в привязке к российско-американским отношениям и рисуют Россию в «выигрышном» плане, российские специалисты обращают внимание на другие факторы и скептически относятся к успеху военной операции.
«Politico» недавно опубликовал подборку интервью с 14 специалистами из России по вопросу целей, которые преследует Россия в Сирии. Все они (за исключением одного) указывали на несколько основных факторов для объяснения целей военной кампании в Сирии:
1. Сложная внутренняя обстановка в России.
2. Положительный международный резонанс.
3. Предотвращение падения других авторитарных режимов.
Что характерно, большинство выразило мнение о том, что действия России опрометчивы и закончатся плохо.
Первый из мотивов (внутренняя обстановка в России), вероятно, является основным фактором для военного вмешательства России в дела Сирии. Для Путина это прекрасная возможность отвлечь внимание населения от Украины.
Военная кампания – это телевизионное «золотое дно» для власти, опирающейся на государственные средства массовой информации и пропаганды для «разогрева» народной поддержки внутри страны. Недавняя демонстрация силы со стороны России – применение крылатых ракет, запущенных с кораблей, базирующихся в Каспийском море, по целям в Сирии – комментировалась министром обороны России Сергеем Шойгу в прямом эфире в формате диалога с Путиным. Циник бы заподозрил, что подобные авиаудары были стратегически нецелесообразными и предназначались преимущественно для воздействия на внутреннюю аудиторию России.
США играют некую роль при рассмотрении второго фактора. Но вряд ли Россия планирует войти в прямую конфронтацию с США в Сирии. Скорее всего, Россия рассчитывает на дипломатический торг. Хотя Путин твердо поддерживает режим Асада уже долгое время, скорее всего, ему не удастся предотвратить неизбежное и заставить страны Запада и Персидского залива отказаться от их требования о немедленном отстранении Асада от власти.
Прямое военное вмешательство в конфликт повышает политические ставки России и предоставляет больше возможностей для торгов на переговорах. К тому же, интервенция России – не только попытка отвлечь внимание от своей причастности к происходящему в Украине, но и возможность вернуться в международное дипломатическое сообщество после периода относительной политической изоляции.
Третьим мотивом являются надежды России на предотвращение падения дружественно настроенного авторитарного режима. Даже этот фактор имеет непосредственное отношение к внутренней политике России. Президент Путин известен своей крайней нелюбовью к так называемым «цветным революциям» — народным возмущениям, сметающим пост-советских диктаторов с их постов, и которые российские средства массовой информации постоянно ассоциируют с американским вмешательством во внутренние дела этих стран.
Вмешавшись в дела Сирии, Путин не только собирается спасти дружественный режим, но и хочет продемонстрировать несостоятельность идеи успешных народных революций против авторитарных режимов.
В конце концов, политики США докажут свою мудрость и воспримут справедливость данных утверждений. Путин – не гений стратегии, выступающий в некой геополитической игре против США. Напротив, он затеял непредсказуемую авантюру в Сирии в надежде получить дипломатические и внутригосударственные преимущества. Пожалеет ли он или нет? Время покажет.
Источник: obzor.press