Русского сердца радость-печаль

В симферопольской библиотеке начала работу выставка, посвященная удивительно поэтичной дате в культуре и истории России – Дню балалайки, ежегодно отмечаемому 23 июня

«Там перед праздною толпой и с балалайкою народной, сидит в тени певец простой и бескорыстный и свободный!» – эти полные гордости и любви к Отечеству строки Михаила Лермонтова стали  цитатой-лейтмотивом выставки-дифирамба «Русского сердца радость-печаль», организованной в рамках Года театра в читальном зале библиотеки-филиала №4 им. М.М. Коцюбинского ЦБС для взрослых Симферополя. Выставка посвящена удивительно поэтичной дате в культуре и истории России – Дню балалайки, ежегодно отмечаемому 23 июня. Историческим обоснованием даты стало первое упоминание о балалайке 23 июня 1688 года в документе «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ».

В названия рубрик выставки вошли строки стихотворений русских классиков: «Бренчит лихая балалайка и пляска… » (Ф. Глинка),  «Балалаечка — многознаечка! Уж спой нам весело свою песенку… » (В. Брюсов), «И балалайки звук народный, и томный вечера припев…» (Ю. Лермонтов), «Играй, играй, балалаечка – России удивительная дочка» (Ю. Визбор).

Издания, представленные на выставке, рассказывают о  самом молодом струнном инструменте, биография которого  насчитывает чуть более трехсот лет. Ближайшей «родственницей» балалайки музыковеды-исследователи считают домру,  издавна радовавшую русскую душу нежным звучанием струн, но обладавшую сложной в изготовлении полукруглой формой.  «В лесу выросло, из лесу вынесли, на руках плачет, а на полу скачет» – эту меткую поговорку-загадку народ сложил  о балалайке, похожей на домру, но отличной от нее формой и звучанием. Возможно именно за звонкость и шаловливость (от слова «балаболка»)  балалайка обрела свое название.

  «Балалайка, домра, гусли являются историческими национальными  <русскими> инструментами» – писал Василий Андреев, которому балалайка обязана своим признанием на мировом уровне. Андреев преобразовал этот русский инструмент, дал ему второе рождение и создал первый оркестр балалаечников, услышав игру которого Петр Чайковский воскликнул: «Какая прелесть эти балалайки!». Покоренный  виртуозной игрой андреевского оркестра, Николай Римский-Корсаков ввел в один из эпизодов оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» целый балалаечный концерт.  И балалайка «стала вхожа» в оперные театры. Федор Шаляпин, любивший выступать под аккомпанемент балалаечников, в день 25-летнего юбилея оркестра в приветственной речи, обращаясь к Андрееву, сказал: «От твоей заботы и любви <сиротиночка–балалайка> выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир…». А одним из национальных народных символов России балалайка стала после ошеломляющего успеха на Всемирной выставке в Париже в 1889 году оркестра Андреева, поездка которого состоялась по инициативе Александра III.

Выставка знакомит читателей с произведениями русских классиков, в которых упоминается балалайка: «Война и мир» Л. Толстого, «Мертвые души» Н. Гоголя, «Собачье сердце» Н. Булгакова, со стихотворениями  Г. Державина, А. Пушкина,  А. Белого, С. Черного, Ф. Сологуба, В. Майкова, с репродукциями В. Васнецова, Б. Кустодиева, В. Сварога, Н. Богданова-Бельского.

Украшением выставки стали домра, лапти, русская деревянная посуда с росписью Хохлома,  скоморох-балалаечник, матрешки.  Ведь как писал о русской игрушке Евгений Евтушенко: «И душа Ваньки-встаньки в каждом русском живет».

0

Автор публикации

не в сети 1 год

Nadegda Bespalko

0
Комментарии: 0Публикации: 288Регистрация: 01-08-2017
Оцените статью
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля