Красивая природа, величественные горные и морские пейзажи влекли в Крым многих русских поэтов, писателей и художников: здесь они черпали неиссякаемые сюжеты для своих творений. Казалось, сам дух полуострова вдохновлял на создание бессмертных шедевров.
Самые благодарные слушатели, участники библиотечного клуба «50+» поближе познакомились с творчеством великих талантов, чья жизнь была тесно связана с полуостровом. В отделе искусств Центральной городской библиотеки прошла беседа «Крым в творчестве А. Куинджи и И. Айвазовского».
Архип Куинджи родился в 1842 г. в Мариуполе. Мальчик-сирота с ранних лет увлекся живописью. Хлеботорговец, у которого Архип находился в услужении, однажды заметил рисунки юноши и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Айвазовскому.
В 15 лет Архип Куинджи прибыл в Феодосию и в течение двух месяцев жил во дворе художника, в мастерскую его не пускали. В конце «обучения» мэтр доверил Куинджи покрасить свой забор. Впрочем, несколько дельных советов он все же получил — от ученика Айвазовского Адольфа Фесслера. Вот этот урок Куинджи усвоил на всю жизнь. И сам никогда никому ни в чем не отказывал.
Несмотря на не сложившееся обучение, Куинджи на всю жизнь сохранил восторженные воспоминания и об Айвазовском, и о Крыме. Уже будучи знаменитым на весь мир, Архип Куинджи купил на полуострове участок, возле посёлка Кикенеиз, где наблюдал за морскими волнами, наслаждался закатами и рисовал. В названиях ряда его картин есть указание на то, что они были написаны в Крыму. Но и на других полотнах по характерному пейзажу можно определить, что они также относятся к крымскому пласту.
Кстати, гениальности Куинджи, с которой он рисовал тени и свет, было научное объяснение. Он обладал повышенной чувствительностью глаз к цветовым оттенкам. Слушателям беседы были продемонстрированы чудесные пейзажи художника. Здесь же, в отделе искусств, можно было ознакомиться с красочными фотоальбомами картин двух мастеров, а также с их подробной биографией. Куинджи и Айвазовский — художники, всегда находящиеся в эпицентре художественной моды, внимание к их творчеству, в первую очередь, относящемуся к «крымскому периоду», только растет.