На площади Пушкина в одном из центральных районов столицы Узбекистана каждый воскресный вечер светло по-особенному. Здесь, в тени памятника русскому поэту, с недавних пор всю округу «подсвечивает» небольшая группа пойстеров – смельчаков, запускающих языки пламени по рукам и телу, а также вращающих огненные шары по немыслимым траекториям.
Поинг — это азбука
Искусство поинга – вращения поями (огненными шарами), пришло в Европу, а затем уже и в страны бывшего СССР из Новой Зеландии. Там оно остается традиционным танцевальным элементом у племени маори. В середине XX века в остальном мире появились первые школы и театры огня, использующие пои в качестве реквизита для представления.
Участники огненного шоу — пойстеры, люди, которые «крутят» пои, либо иные предметы на веревках или цепочках. Главная «укротительница огня» среди ташкентских пойстеров — Рано Макаренко.
«Впервые я увидела жонглирование поями во Вьетнаме в 2009 году, куда мы с мужем отправились в свадебное путешествие. Захотела попробовать, показали. С тех пор и кручу», — рассказывает она.
По мнению Макаренко, «поинг – это азбука, из которой можно складывать слова, а потом уже целые предложения с музыкой, движением и выходом на зрителя».
Ташкентские пойстеры не относят свое увлечение к экстриму. «Для нас это ближе к танцу, и у каждого свой характер движения. Кто-то старается быстро крутиться с шарами, кто-то, напротив, уделяет внимание сложности элементов», — пояснила Макаренко.
Кевлар, асбест и светодиоды
Настоящие пои делают из кевлара — высокопрочного волокна, выдерживающего высокую температуру. Кевларовая лента складывается слоями, пока не получается параллелепипед весом почти до 500 граммов с узлом-фитилем. Пойстер замачивает узел в керосине, поджигает — и шоу начинается. Зачастую дорогой кевлар заменяет более дешевая и доступная ткань из асбеста или базальтовое волокно.
Второй по популярности атрибут пойстеров – веер. Он имеет пять-шесть лучей с насадками-фитилями и ручку-кольцо для удобства вращения на руке. Пойстеры также используют шесты с фитилями для жонглирования огнем.
«Все навыки приходилось оттачивать по роликам из Youtube. Там же выложены все инструкции по изготовлению всей атрибутики», — вспоминает Макаренко. В ее планах вслед за шарами и веером освоить новые элементы — горящий обруч и скриппинг (скакалку).
В закрытых помещениях в огненных шоу используются только безопасные светодиодные пои и другие светящиеся гаджеты. Электрическая атрибутика легче обычной, поэтому ее утяжеляют, чтобы сохранить необходимый баланс при вращении и жонглировании.
Ташкент еще «зажжет»
Появившаяся в Ташкенте группа «Гори ясно» пока немногочисленная – десять человек. Некоторые за год уже успели разъехаться по миру. Ташкентским пойстерам приходится в ускоренном ритме догонять своих коллег из Европы, где это увлечение уже набрало силу.
«В Киеве ежегодно проводят фаер-фест. Здесь недавно поставили рекорд, собрав около 400 человек, одновременно крутящих пои. У нас и в Казахстане поинг еще только набирает обороты», — считает лидер ташкентских пойстеров.
Поинг помогает развивать многие физические навыки человека — реакцию, ловкость, внимательность. А для создания новых номеров и освоения элементов требуется творческий креатив, считают участники группы.
Во время поездки в Прагу Макаренко случайно удалось принять участие на фестивале пойстеров Tribo Fuego.
«Сидела в парке, крутила пои, меня заметили, предложили участвовать – видимо, оценили мой уровень… Эмоции от такого зрелища потрясающие – когда в шоу участвуют одновременно 30-40 человек в сопровождении барабанной музыки. Надеюсь, что и в Ташкенте мы сделаем такое шоу», — делится она впечатлениями.
Источник: РИА Новости