Главное здание Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань, ул. Карла Маркса, 64) открылось с обновленной постоянной экспозицией русского искусства XVI–начала XX вв..
В экспозиции древнерусского искусства представлены иконы XVI в. из древних иконостасов Успенского и Троицкого соборов Свияжска, единственных из сохранившихся на Казанской земле. В Государственной Третьяковской галерее в феврале-мае 2018 г. представлена выставка «Сказание о граде Свияжске», где центральными экспонатами являются свияжские памятники из собрания ГМИИ РТ. На время действия выставки в Москве в обновленную экспозицию ГМИИ РТ вошли редко экспонируемые свияжские памятники XVI-XVIII вв., такие как «Богоматерь Одигитрия», апостолы из Деисуса Успенского собора, «Богоматерь «Всех скорбящих Радость», «Господь Вседержитель», «Спас Нерукотворный». В залы древнерусского искусства вернулись шедевры из собрания ГМИИ РТ: «Богоматерь Казанская» последней четверти XVI в., Деисус XVI в., «Святитель Николай Чудотворец» второй половины XVII в.
В контексте развития русского искусства начала — первой половины XIX века впервые в экспозицию вошли произведения, созданные художниками, работавшими в Казани в это время. Все они были преподавателями изящных искусств в Казанском Императорском университете. Персонажи, изображенные на портретах — известные и неизвестные личности, но облик их характеризует время. В экспозиции музея представлены портреты Александры Андреевны Фукс и Марии Сергеевны Коринфской кисти Л. Д. Крюкова. Жанр городского пейзажа представлен картиной «Петропавловский собор» А.Н. Раковича.
Экспозиция музея демонстрирует весьма полный срез живописи XVIII – первой половины XIX века. Центральное место в ней занимают портреты: официальные изображения императоров и императриц, их торжественные, парадные портреты, например, редко выставляемый портрет Екатерины I кисти неизвестного художника первой половины XVIII века, а также камерные портреты представителей знати. Пейзажный жанр переживал расцвет в середине XIX века. Самыми яркими его представителями были Никанор Чернецов, Александр Гине и Иван Айвазовский, чьи картины вы также увидите в залах музея. После длительного пребывания в запасниках музея можно увидеть жанровую композицию Л. К. Плахова «Пирушка водовозов», которая была создана в период обучения в Петербуржской академии художеств и отображает «подвальную» жизнь заведения.
Государственный музей изобразительных искусств хранит одну из крупнейших коллекций живописи и графики И. И. Шишкина, сейчас в залах экспонируются лучшие работы художника из собрания. Творчество выдающегося русского живописца Ильи Репина представлено в экспозиции его «Читающей девушкой», а также портретами Беллы Горской и Ольги Сергеевны Александровой-Гейнс. После путешествия на большую выставку «Мастер русского пейзажа. Исаак Левитан» вернулась в родные стены картина И. Левитана «Солнечный день. Этюд» 1898 года.
Широко и полнокровно в экспозиции представлены результаты работы различных творческих объединений, возникших на стыке XIX и XX веков. Так, большое внимание уделено «Миру искусства», «Голубой розе» и «Союзу русских художников». Впервые после реставрации выставлен эскиз театральной декорации к опере Римского-Корсакова «Снегурочка» кисти Константина Коровина.
Экспозицию дополняют живописная миниатюра конца XVIII – начала XIX столетия, старинные гравюры XVIII века, уникальные рисунки И. И. Шишкина, графический работы А. К. Саврасова, И. К. Айвазовского и А. П. Остроумовой-Лебедевой, а также скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства.