В выпускном списке Главной музыкальной школы Варшавы против его имени написано: «музыкальный гений». Двадцатилетний Шопен отправляется покорять Париж.
Он невысок, но хорош собой, остроумен, со вкусом и модно одет, у него безупречные манеры.
Когда он садится за рояль, смолкает даже шепот, все взоры обращаются к нему.
Однажды, в одной из светских гостиных он встретил ее. Баронесса Аврора Дюдеван – писательница Жорж Санд.
Она, воспитанная аристократкой-бабушкой, затем – в католическом монастыре, быстро пренебрегла требованиями светского общества. Оставила мужа и, забрав двоих детей, поселилась в Париже.
Она носила мужской костюм, курила, участвовала в литературных баталиях, увлекалась идеями Руссо и Сен-Симона.
Болезненный юноша с манерами рыцаря и решительная женщина. Возмутительница общественного вкуса и утонченный музыкант. Жорж Санд и Фредерик Шопен были такими разными…
Писательница музыканту вначале совсем не понравилась.
Но она «так проникновенно смотрела мне в глаза, что я был побежден» — позднее вспоминал Шопен.
Для того чтобы понять, что он уже не представляет себе жизни без этой женщины, Фредерику понадобилось полтора года.
Они были вместе десять лет. Это были непростые отношения. Но в эти годы композитор создал свои самые лучшие произведения. Биографы до сих пор спорят о том, чем для Шопена и Жорж Санд стала их встреча.
Когда они расстались, Жорж Санд не догадывалась, что так легко перенесет разлуку с Шопеном, а Шопен — что не сможет жить и работать без нее. Он страдал, метался и не верил, что она не вернется к нему никогда.
В последний раз Шопен и Санд встретились случайно — за полтора года до его смерти. Он не стал разговаривать с бывшей возлюбленной.
Но умирая, всё-таки вспомнил писательницу: «Она обещала, что я умру в её объятьях».
Сердце Шопена, по его завещанию, было заспиртовано в крепчайшем французском коньяке и замуровано в колонну церкви Святого Креста в Варшаве.