Почему без Дэвида Боуи Мадонна и Леди Гага одевались бы по-другому
Дэвид Боуи стал неотъемлемой частью индустрии моды из-за постоянной смены своих образов. Перед публикой он представал то скромным хиппи (в самом начале карьеры), то выдавал себя за инопланетянина Зигги Стардаста и примерял щегольские костюмы, изображая Изможденного Белого Герцога. Жизнь и творчество Боуи, а особенно заданная им тенденция выделяться из толпы послужила вдохновением не только для музыкантов, но и для дизайнеров. В понедельник, 11 января, он скончался после 18-месячной борьбы с раком. 8 января, в его последний 69-й день рождения вышел его заключительный альбом — Blackstar. Как музыкант, актер и художник Боуи повлиял на подростковый трикотаж и на мир моды в целом.
Выступления Боуи были не просто концертами, а сценическими представлениями. В те времена в одежде музыкантов доминировали деним и кожа, Боуи же внес моду на яркие костюмы. Пиратская повязка на глазу, воздушная женская блузка в дополнение к обтягивающим промежность брюкам во многом задали тон музыкантам, выступающим в стиле глэм-рок. Да и чего стоил один только его трикотажный комбинезон с обрезанными штаниной и рукавом, украшенный яркими узорами из зигзагов, который он надевал во время тура Ziggy Stardust/Aladdin Sane.
Одежду для Боуи создал японский дизайнер Кансаи Ямамото (Kansai Yamamoto). «До этого я работал только с профессиональными моделями. Это был первый раз, когда я сшил костюм для артиста. Казалось, что это начало новой эры», — признавался он позднее. Рассказывая об одном из выступлений музыканта, Ямамото сказал, что никогда прежде не видел подобного представления. Боуи спустился на сцену с потолка и менял костюмы, как актеры из театра кабуки.
Для каждого турне он старался продумать новый стиль и образ. «Он крал идеи отовсюду и был отличным комбинатором. Боуи всегда оставался самим собой, наделяя индивидуальностью смешение стилей», — пишет о нем журналист The Guardian Шерил Гаррат.
Он часто использовал яркий макияж и экспериментировал с прическами, носил каблуки, платья, блузки и обтягивающие комбинезоны, что в итоге привело к революции как в женской, так и в мужской моде. Именно Боуи задал тенденцию делать прически «маллет» (когда волосы пострижены коротко спереди и по бокам, а сзади остаются длинными), подводить глаза синим и розовым.
Боуи сделал больше чем кто-либо, чтобы внести в моду идею андрогинности. В образах Боуи сочетались как мужские, так и женские черты, что бросало вызов социальным нормам его современников. В подобном виде Боуи стал появляться на публике всего через несколько лет после того, как в Великобритании был легализован гомосексуализм. «Я всегда ощущал необходимость быть больше чем просто человеком», — говорил он в одном из интервью.
The Man Who Sold the World 1/4
По мнению главного редактора британского GQ Дилана Джонса, без Боуи нынешняя мода не была бы такой, как сейчас. Образы Боуи вдохновляли многих модельеров. «Я жил в Париже, когда впервые услышал музыку Боуи. Она повлияла на меня мгновенно и навсегда», — рассказывал Жан-Поль Готье. Модельер поделился своими впечатлениями от обложки альбома The Man Who Sold the World , для которой Боуи сфотографировался в платье. По словам Готье, этот снимок был двусмысленным и оригинальным, чем-то «совершенно невероятным для того времени».
Иман и Дэвид Боуи Фото: David Lefranc / Kipa / Corbis / East News
Тем не менее сам Боуи (кстати, вторым браком женатый на супермодели Иман) к моде относился не без иронии — достаточно вспомнить его песню Fashion с припевом «Мода! Все направо! Мода! Все налево! Мы — команда отморозков и идем в город, бип-бип!». Несмотря на эту иронию музыкант в разное время сотрудничал со множеством дизайнеров — в частности, с Александром Маккуином, в пиджаке от которого он снялся для обложки альбома Earthling (1997). Без Боуи мир бы не увидел безумных нарядов Мадонны. А Леди Гага признавалась, что при создании ее порою шокирующих костюмов источником вдохновения для нее служил именно британский музыкант. Яркие тому примеры — клипы певицы на песни Applause и Just Dance. Подражала Боуи и знаменитая топ-модель Кейт Мосс. В его образе она предстала несколько раз: в 2003-м и 2011 годах на съемках для Vogue.
Куртка Givenchy Фото: Stephane Cardinale / People Avenue / Corbis / East News 1/2
На показе модного дома Givenchy в 2010 году была представлена куртка в полоску — как та, что музыкант носил в начале 1970-х. В 2011 году Lanvin создал фетровые шляпы, как в фильме Николаса Роуга «Человек, который упал на Землю» (1976), в котором Боуи сыграл главную роль, а в коллекции Balmain был комбинезон в духе Aladdin Sane.
Yves Saint Lauren Фото: Catwalking / Getty Images 1/3
Креативный директор Yves Saint Laurent Эди Слиман заявлял, что «буквально родился с альбомом Боуи в руках». Отсылки к творчеству музыканта ярко проявились в весенней коллекции бренда в 2014 году. Не остался в стороне и Dior: реверанс в сторону артиста сделал сейчас уже бывший креативный директор модного дома Раф Симонс, представив в весенней коллекции 2015 года свое видение безумных комбинезонов Боуи.
Через несколько дней после смерти музыканта Burberry провела показ мужской одежды, посвятив его Дэвиду Боуи. На лица моделей визажисты нанесли блестки — как у Зигги Стардаста, а на их ладонях было написано Bowie.
Дарья Волкова