Непостижимая тайна творения Андрея Рублева

Более половины тысячелетия минуло с той поры, когда в городах и монастырях Северо-Восточной Руси жил и творил гениальный художник– монах-иконописец Андрей Рублев

«Во всякой национальной культуре есть свои идеалы, к которым она стремится. Национальные идеалы культуры русского народа полнее всего выражены в творениях двух ее гениев: Андрея Рублева и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте»
Академик Д.С. Лихачев
Более половины тысячелетия минуло с той поры, когда в городах и монастырях Северо-Восточной Руси жил и творил гениальный художник– монах-иконописец Андрей Рублев (около 1360 –1430), с именем которого связано возникновение художественного направления, намногие десятилетия определившего развитие русской живописи.
К 660-летию со дня рождения одного из величайших древнерусских живописцев библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского МБУК ЦБС для взрослых МОГО Симферополь приурочила выставку-летопись «Непостижимая тайна творения Андрея Рублева», цитатой которой выступили восторженные строки русского поэта Серебряного века Николая Гумилева: «Все это кистью достохвальной/ Андрей Рублев мне начертал,/ И в этой жизни труд печальный/ Благословеньем Божьим стал».
«Андрей Рублев» В. Сергеева из серии «Жизнь замечательных людей», «Мировоззрение Андрея Рублева» В. Плугина, «Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева», «Из летописи русского искусства: о прославленных памятниках нашего древнего зодчества и живописи, книжного и ювелирного дела и о создававших их искусных мастерах», «Шедевры древнерусской живописи» и другие издания из фонда библиотеки рассказывают о жизненном и творческом путирусскогомастера московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века, причисленного Русской православной церковью в честь тысячелетия Крещения Руси к лику святых.
Жизнь и деяния Андрея Рублева вызывали и продолжают вызывать споры историков – сведения о том, к какому сословию Рублев принадлежал, кто были его родители, где он родился и какое имя получил при рождении (Андрей – имя, данное ему при постриге) затерялись в толще веков. Поодной изверсий, прозвище Андрея связано сдеревней Рублево, которая находилась наМоскве-реке недалеко отстолицы, по другой – еготворческий путь начинался втверском городе Старице.Единодушны историки в том, что Андрею Рублеву выпало жить в суровые, но славные времена Отечества. Ему было чуть больше 20 лет, когда в 1380 году Великий московский князь Дмитрий Иванович, получивший впоследствии прозвище Донской, «повел к Дону войско ратное на битву с ордынцами». Глубоко в сердце запали юному иноку просветленные лица дружинников– впоследствии этот свет, покой и умиротворение «идущих за Русь святую на смерть» Рублев отразит в своих иконах. «Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, всечудотворные».
Но еслидошедшие донас биографические сведения о Рублеве изобилуют противоречиями ианахронизмами, товхарактеристике личности мастера ивоценке егоискусства информация схожа. Современники чтили Рублева не только как искусного мастера – его называли «иноком смиренным», «мужем в добродетели совершенным», «всех превосходящим в мудрости», другими словами – человеком чистых высоких помыслов и редкого ума.
«Идеалы, воплощенные в творчестве Рублева, столь высоки, что они были бы чудом, – пишет Лихачев, – если бы не представляли собой некоего отражения того, что можно было бы наблюдать в действительности».
По преданию, в число «богоугодных деяний» Рублева входит участие в настенных росписяхБлаговещенского собора Московского Кремля (вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца); написание фресок и икон в Успенском соборе во Владимире(вместе с Даниилом Черным); написание иконы, получившей впоследствии название «Звенигородский чин»; совместное с Даниилом Черным руководство работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, в котором Рублевым была написана всемирно известная икона «Троица».
Составленное в XVII веке«Сказание освятых иконописцах» повествует, чтоикону «Троица» («Святая Троица») Рублев написалпо повелению Никона(ученика основателя Троице-Сергиева монастыря Сергия Радонежского)– «в похвалу отцу своему, святому Сергию Чудотворцу».«Троица»стала «венцом творения», самой знаменитой работой Рублева, о которой известный русский священнослужитель, богослов, религиозный философ и поэт Павел Флоренский писал: «Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог».По мнению ряда богословов и искусствоведов, одной только иконы «Святой Троицы» было бы достаточно, чтобы ее гениальный творец навечно вошел в историю мировой культуры. К сожалению, о «Троице»,хранящейся в собрании Государственной Третьяковской галереи, сегодня знают гораздо больше, чем об иконописце Андрее Рублеве, имя которого считается символом древнерусского искусства, символом Святой Руси.
Незадолго до своей кончины в 1430 году Рублев вместе с Даниилом Черным расписывал Спасский собор московского Андроникова монастыря и, по утверждению искусствоведов, там же и был похоронен.В 1947 году«для спасения архитектурного ансамбля Спасо-Андроникова монастыря и сохранения памяти о похороненном здесь великом русском иконописце Андрее Рублеве» в нем был основан Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, перед входом в который установлен памятник великому русскому живописцу.
Советский историк-славист, специалист в области истории и культуры России X-XIX веков Михаил Тихомиров пророчески отмечал: «Образы эти стоят перед нашими глазами и восхищают нас, как восхищали современников Андрея Рублева, и будут восхищать всех любящих прошлое и настоящее русского народа».

0

Автор публикации

не в сети 1 год

Nadegda Bespalko

0
Комментарии: 0Публикации: 288Регистрация: 01-08-2017
Оцените статью
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля