Эколого-краеведческий путеводитель «Пять чудес села Новозаведенного»

Путешествуя по познавательно-проулочному маршруту путеводителя «Пять чудес света с. Новозаведенного», вы посетите село Новозаведенное и познакомитесь с его достопримечательностями.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №23 с. Новозаведенного»

 Георгиевского района Ставропольского края

 Экологическое объединение «Исследователи природы»

 

 

 

 

Пять чудес села Новозаведенного

(эколого-краеведческий путеводитель)

                    Паспорт путеводителя «Пять чудес села Новозаведенного»

 Тематика путеводителя и его название: Эколого-краеведческий путеводитель «Пять чудес села Новозаведенного»

  1. Территория, по которой пройдёт маршрут: с. Новозаведенное и его окрестности
  2. Вид маршрута: познавательно-прогулочный
  3. Протяжённость маршрута: 7 км
  4. Форма маршрута: полукольцевой
  5. Количество станций: 5
  6. Названия станций:
  7. Скифские курганы
  8. Река Кума
  9. Лоховая роща
  10. Фенин курган
  11. Родник «Свяченый колодец»
  12. Способ передвижения по маршруту: пеший
  13. Оборудованность путеводителя: информационные щиты и указатели
  14. Печатное сопровождение путеводителя: карта-схема маршрута

Путешествуя по познавательно-проулочному маршруту путеводителя «Пять чудес света с. Новозаведенного», вы посетите село Новозаведенное и познакомитесь с его достопримечательностями. Перенесетесь в доисторические времена VII – VI в. до н. э., посетив места, где располагались курганы раннескифской эпохи. У вас будет возможность полюбоваться удивительной природой окрестностей села. Протяженность маршрута по селу и его окрестностям 7 км.                                 

                  Станции маршрута

  1. Скифские курганы
  2. Река Кума
  3. Лоховая роща
  4. Фенин курган
  5. Родник «Свяченый колодец»

Если двигаться по федеральной трассе Мин. Воды – Кочубей, то на 47 километре от города Минеральные Воды вам встретится село с необычным названием – Новозаведенное. История этого села своими корнями уходит в далекое прошлое, в те времена, когда строилась Азово — Моздокская оборонительная линия на Кавказе.

Село лежит на открытой местности, на берегу реки Кумы.  Основано оно в 1784 году. Коренные жители села великороссы, переселившиеся большей частью из Орловской губернии, а иногородние из Полтавской, Черниговской и Харьковской губерний. Ранее здешняя земля находилась во владении горцев, отсюда местное название села — Касаево, по имени жившего здесь ногайского князя Касая.  До нынешних времен дошло, и старинное прозвище жителей нашего села «колдуны». Почему    же наших предков окрестили столь странным прозвищем? Предание гласит, что среди первых поселенцев были выходцы из села Малышево, Воронежской губернии, которое славилось на всю Россию знатными колдунами. Свои знания они передавали от поколения к поколению. Многие старики вспоминают, что в нашем селе жил некий колдун Павло, обладавший необычными способностями. До сих пор ходят по селу байки и о нечистых проделках Ивана Уса, и о колдуньях, превращавшихся в кошек и доивших коров. Станция №1 Скифские курганы.  

Двигаясь по проселочной дороге вдоль федеральной трассы Мин. Воды-Кочубей, справа вы увидите   кладбище, а напротив него    автоматическую заправочную станцию. Это станция построена на уникальном месте, ранее здесь был крупнейший курган скифского могильника Новозаведенное-II.   Курганы раннескифской эпохи, исследованные у села Новозаведенного, получили большую известность в основном благодаря В.Г.Петренко, раскапывавшей эти памятники с 1985 г. Однако начало археологического изучения курганов у с. Новозаведенного относится к 1975 г. Когда, проводя археологическую разведку земель, на краю села Новозаведенного руководитель археологической экспедиции, старейший научный сотрудник Института археологии Российской академии наук В.Г. Петренко, обнаружила курганную группу бывших скифских захоронений, которая состояла из 15 курганов. Погребения относятся к рубежу VII — VI вв. до н.э.  В 1998 г. совместной экспедицией Института археологии РАН и МГУ им. М.В.Ломоносова при поддержке Российского Гуманитарного научного фонда и ГП «Наследие» при Министерстве культуры Ставропольского края был раскопан крупнейший курган скифского могильника Новозаведенное-II (курган № 7). Курган располагался в 260 м южнее асфальтированного шоссе Зеленокумск-Георгиевск. Насыпь имела правильную круглую в плане форму и была сильно распахана. Диаметр насыпи 58 м. Высота вершины от северной подошвы 2,28 м, от южной – 2,05 м (местность имела небольшой уклон с юга на север). Данный курган к моменту раскопок имел высоту около 8 м, диаметр около 70 м и был окружен заплывшим рвом первоначальной шириной 14 м, глубиной 4,5 м, ограждавшим площадку около 120-124 м в диаметре. Первоначально он состоял из 16 курганных насыпей, которые имели высоту от 2,5 до 9 м.

Могильная яма основного погребения была вырыта с уровня погребенной почвы в центре кургана. Она имела подквадратную форму и была ориентирована по линии ССЗ-ЮЮВ. Площадь могильной ямы составляла до 30 кв. м, а глубина — 2,64 м от поверхности погребенной почвы. Выкид из могилы был размещен вдоль ее западной и восточной сторон в виде двух валиков, вытянутых по линии ССЗ-ЮЮВ. На внутреннюю сторону обоих выкидов опирались бревна перекрытия могилы, уложенные на нескольких уровнях. Вокруг ямы на разных расстояниях от нее были открыты кострища, фрагменты керамики, кости животных и многочисленные следы от колес повозок, пересекавшие площадку во всех направлениях. Установлено, что после завершения похорон и возведения могильного перекрытия центр погребальной площадки был ограничен кругом хвороста, отпечатки которого образовывали полосу до 5 м шириной. Затем деревянное перекрытие могилы, а также могильные выкиды и пространство вокруг могилы (в том числе и круг хвороста) были перекрыты камышом, образовавшим округлую площадку, вокруг которой был насыпан вал диаметром около 39-40 м, в свою очередь перекрытый плетнями. Эти плетни переходили с вала на камышовую площадку, перекрывая всю поверхность внутри вала. После сооружения данной надмогильной конструкции внутренняя часть ее была засыпана, что сформировало основу насыпи. Погребение было разрушено и ограблено в древности; грабительский ход проходил с юга. Согласно антропологическому определению, в могиле был погребена молодая женщина. Вместе с ней в могилу были положены не менее пяти взнузданных лошадей, одна из которых, по-видимому, была верховой, в то время как четыре остальные могли составлять упряжку повозки, на что указывают обнаруженные здесь же остатки плетеного предмета (кузова колесницы?) и железного навершия. В инвентарь погребения входили: оружие (фрагменты железного меча, копий и ножей, наконечники стрел, боевой топор); пряслица; глиняные сосуды (корчага, кувшины, чаши, мисочки и кружечки); бронзовые чаши, которые, судя по форме и орнаментации, скорее всего, являются переднеазиатским или закавказским импортом; украшения и   туалетные принадлежности — золотая копоушка, бусы (янтарные, сердоликовые, гагатовые, стеклянные и из египетского фаянса), золотые нашивные бляшки и накладки на пуговицы; высококачественные костяные предметы, выполненные в скифском зверином стиле. Женщина, погребенная под курганом, принадлежала к высшей прослойке военно-кочевой аристократии, местом захоронения которой являлся могильник Новозаведенное II.  Погребение скифянки из кургана №7 могильника Новозаведенное-II демонстрирует непосредственное участие представительниц не только среднего сословия, но и знати в военных действиях. Только еще один курган данного могильника (курган № 2, раскопан в 1986 г.)   принадлежал погребенному столь же высокого ранга. Об этом говорят близкие размеры насыпей этих курганов, схожесть погребальных конструкций и обряда погребения, а также то, что в могилах курганов № 7 и № 2 помимо большего, по сравнению с другими, количества взнузданных лошадей, прослеживаются детали, которые могут свидетельствовать о помещении в них повозок или колесниц, что не отмечалось ни в одном из остальных курганов данного могильника. Погребение в кургане № 7 выделяется набором оружия, составляющим почти полный набор вооружения воина-мужчины (за исключением панциря), в то время как в остальных женских захоронениях с оружием в Новозаведенском могильнике встречено только по одному виду вооружения. Курган № 7 может быть предварительно датирован концом VII — началом VI в. до н.э. прежде всего по аналогиям предметам, украшенным в скифском зверином стиле: костяная скульптурная головка грифо-барана, костяное навершие в виде скульптурной фигурки «припавшего к земле» кошачьего хищника.

Несмотря на то, что сам скифский курган были ограблен в древности, экспедиции удалось в деталях проследить устройство надмогильной конструкции. Перекрытие могильной камеры, расположенной в центре подкурганной площадки, состояло из нескольких слоев крупных брёвен, покрытых камышом. Бревна были уложены в разных направлениях, но в основном по диагонали, поперек могилы. Скифы хоронили, как правило, одного соплеменника под курганной насыпью. Исключение составлял курган, раскопанный в 1986 году. В нем были захоронены знатный мужчина — вождь и молодая женщина. Черепа скифов хорошо сохранились, по ним сделали бронзовые бюсты, они выставлены в Ставропольском краеведческом музее. Ученые определили возраст скифов, мужчине – 35, женщине – 17 лет.

 В скифских курганах вместе с погибшим воином находили боевых коней, а также воинские атрибуты. Захоронение молодого война в кургане включало железный панцирь, украшенный бронзовыми чешуйками, копья и меч.

Скифы Ставрополья были кочующие роды, каждый со своим вождем. Их строй – военная демократия. Они не строили городов. Наверное, не торговали, коль ходили военными походами. Известно, что были они «млекоедами, доителями кобылиц». Жили они в кибитках. При таком образе жизни, несомненно, большую ценность имела лошадь. Именно поэтому, вместе с умершим или погибшим скифом хоронили коней, облаченных в парадные украшения.

В кургане погребенных сопровождали не менее 9 коней, одна лошадь была взнуздана, а другие запряжены в повозку или колесницу. В ров, опоясывающий курган, скифы укладывали лошадей и других животных. Тела погребенных располагались на ложе. Основу ложа, от которого иногда сохраняются остатки веток и выстилавшего его тростника, вероятно, составляла деревянная конструкция, опиравшаяся на столбы. В могильную яму вместе с покойником клали множество различных предметов: оружие, бытовые принадлежности, украшения, все то, что, по мнению скифов, могло пригодиться в загробной жизни. Оставляли также жертвенную пищу – части туш крупного и мелкого рогатого скота, лошади. На погребальной площадке кургана обнаружены четырнадцать кострищ, которые концентрировались вокруг могилы и окружающего ее вала. В большинстве из них огонь горел недолго, о чем свидетельствует незначительный слой прокала под ними. Кострища имели в среднем диаметр около 1м и все они были зажжены до завершения погребального обряда (Петренко, 2004). Изучение описанных элементов культа приводит к выводу, что религия скифов была религией огнепоклонников, в значительной степени адекватна религии иранских племен Переднего Востока.

Материалы раскопок скифских курганов позволяют воспроизвести элементы быта скифов. Могилы рядовых скифов представляют собой невысокие насыпи, под которыми расположены скромные погребальные сооружения в виде неглубоких катакомб или простых ям. В большинстве могил встречаются лишь простые лепные горшки, бронзовые кольца и серьги, железные ножи с костяными ручками и наконечники стрел.

Скифы-кочевники контактировали с местным населением, оседлыми земледельцами, представителями кобанской культуры. Изготавливавшаяся для воинственных степняков керамическая и бронзовая посуда должна была соответствовать их вкусам. Найденная посуда не только местного производства. Так, в 1996 г. археологи нашли сосуд из Северной Ионии – чрезвычайно красивую расписную амфору. Встречаются в погребениях фрагменты железных ножей. Их длина без ручки около 9 – 10 см, ширина лезвия 1,5 – 1,7 см. В 1996 г. были найдены ножи с головками в виде пантеры. Встречаются среди находок и фрагменты топоров.

К сожалению, все курганы Новозаведенской группы основательно разграблены через 100 – 300 лет после захоронения. Особого внимания заслуживают изделия, оформленные в зверином стиле и отличающиеся высоким качеством исполнения. Это костяные и бронзовые навершия в виде скульптурной головки грифо-барана, кошачьего хищника, грифона, изображения животных на пронизях перекрестных ремней и других предметов с изображением животных. Два навершия найдены в кургане 8 могильника Новозаведенное II.                 

Собранные в результате раскопок коллекции — мирового уровня. Это было подтверждено тем, что предметы из новозаведенских курганов были представлены на выставке «Кочевники Юга России», экспонировавшейся в 1991 году в Японии. Палеоантропологические материалы Новозаведенного II уникальны. Почти все другие раннескифские курганы основательно разграблены и содержат сильно разрушенные скелетные останки. Элитарный характер захоронений, узкая датировка и достаточно хорошая сохранность костного материала делают могильник Новозаведенное II эталонным памятником скифского круга и чрезвычайно любопытным объектом для реконструкций образа жизни скифов. Скифский погребальный памятник в Новозаведенном занимает особое место среди памятников Центрального Предкавказья. По словам Анатолия Канторовича, согласно результатам последних исследований, Новозаведенное является уникальным местом, относящимся к двум различным периодам пребывания скифов в Предкавказье: VII – IV векам до н.э. И поныне здесь остаются еще несколько не раскопанных курганов, изучение которых может привести к новым научным открытиям и пополнить коллекцию музеев скифскими артефактами. Школьники и местные жители во время раскопок посещают курганы, и археологи рассказывают много интересного о своих находках.

Станция №2    Река Кума  

Двигаясь далее по проселочной дороге вдоль автотрассы, вы дойдете до распределительной подстанции и повернете на улицу Комсомольская. двигаться по улице в северном направлении, спуститесь вниз под гору и вашему взору откроется удивительная живописная картина. Извилистая нитка весело бегущей речки Кумы, лес в сизой дымке, поляны с высокой шелковистой травой и разнообразными цветами.

В ясное солнечное утро все это пространство представляет собой непередаваемую по красоте картину. Наш односельчанин, член союза художников России Владимир Балахтин, запечатлел эти удивительные пейзажи на своих полотнах.

Река! Как много говорит это слово сердцу каждого человека! Река — это история, а история человечества неразрывно связана с природой, историей, культурой людей.  Река Кума – наша родина: это затянутый травой берег реки, это склонившиеся ивы, это лодки с неподвижными рыбаками, это старый тополь на косогоре, крыши домов над огородными пряслами. Всё это вызывает, прилив нежности к родному краю, к местам, в которых живёшь. Почему это трогает сердце больше, чем вид центральной площади или даже символы страны? Лучше всех, пожалуй, объяснил Алексей Марков:

Кума – река, родная здравствуй,

Ты всё такая ж как была,

Тебя я вспоминаю часто,

Куда б судьба не занесла.

Видал я реки все, да Шпрее…

Ты перед ними так мала!

Но нету той реки милее,

Что колыбелью мне была.

  Здесь детство по песку   ступало,

  Легко печатая следы,

 Венок волос мне солнце пряло,

  Но… много утекло воды…

  И под ветлою на рыбалке    

  На зорьке съёжился не я,

 Другой малыш белоголовый 

 Похожий чем-то на меня.

Кума́ — река на Северном Кавказе. Длина 802 км, бассейн 33,5 тыс. кв. км. Основные притоки: правые — Подкумок, Золка, Дарья; левые — Томузловка, Сухой и Мокрый Карамыки, Сухая Буйвола.

Кума берет начало на северном склоне Скалистого хребта из родников горы Кум-баш, на высоте 2100м, у села Верхняя Мара в Карачаево-Черкесии. Это самая длинная транзитная река Ставропольского края. До Минеральных Вод Кума — горная река. С выходом на равнину приобретает спокойный характер с множеством меандров (ериков). Воды Кумы отличаются большой мутностью и минерализацией. Используются для орошения и водоснабжения.

Название реки возникло от тюркского слова «кум» — песок, Кума- «протекающая по пескам» или от половцев, которых называли «кумане», переселившихся сюда с Кубани и живших на берегах этой реки. У осетин река Кума называлась Идон. Вдоль села Новозаведенного река Кума течет на протяжении 10км. Ширина реки 15-20м. Долина реки ассиметрична, с крутым левым берегом.

Извилистое русло обрамлено обширными террасами высотой до 15м. Эти террасы представляют собой удивительное зрелище: эдакие глиняные исполины причудливых форм, волнообразно простирающиеся вдоль берега реки. Глиняные стены террас изрешечены отверстиями-гнездами ласточек.

Гнезда-норки представляют собой тоннели, достигающие полуметра глубины. Они заканчиваются «комнатами». Здесь находятся кладки яиц и вылупившиеся птенцы.

Жизнь местных жителей тесно связана с рекой. Река Кума ещё лет 40-50 назад была полноводной, вода в ней была прозрачной — белье на реке стирали.

Вода в реке по рассказам стариков была святая. Батюшка её освещал, в реке и крестили. А рыбы-то было сколько! Купались, рыбу ловили: сомов, окуней, пескарей.    Ловили рыбу на удочки, где леска была из конского волоса.  Плели из веток калины «морды»- специальные ловушки для ловли рыбы и ставили их в реку.

По словам старожил, пескарь — это «божья» рыба (у неё на лбу крест). А про сомов говорят, что они «по росе ходят» (по мокрой траве на берег выбираются) и могут мышами питаться. И ещё вот как бывало: стоят коровы летом в реке, а пастух их резко как погонит, и выбегают они на берег с присосавшимися к вымени сомами. Вот ведь какая рыба! Вдоль  берега реки располагались сельские огороды, там выращивали капусту, томаты, огурцы, картофель.  На реке раньше жители устраивали «мочища». По берегу реки рыли ямы, в которых скапливалась вода. В этих ямах мочили коноплю, лыко, затем сушили в банях, обрабатывали и делали из этого верёвки, мочалки, сбрую для лошадей, завертки.  Временем начала мочки конопли обычно было 1 сентября по старому стилю. Сырое конопляное волокно, после одной только мочки, необмятое и неочищенное   идет на витье веревок, на подковырку.

Через реку Куму было построено несколько висячих мостов, по которым можно было переправиться на другой берег, чтобы попасть в лес. Со временем мосты были разрушены и сейчас сохранился только один мост в западной части села.

А ещё на Куме были водяные мельницы. Без мельниц тогда в селе никак нельзя. За работу платили зерном. Муку мололи сами, сами и хлеб пекли.  Устройство колесных мельниц всех типов во многом одинаково. Из бревен рубили амбар, крытый соломенной или тесовой крышей. Жестью крыли редко: от нее летом жарко, а зимой холодно. Ведь потолка-то у помещения нет, здание без отопления, холодное. Самая известная мельница называлась Дядякина по фамилии владельца, место, где она стояла, до сих пор называют «Дядякин яр». Как следует из исторической справки, деревянная Дядякинская водяная мельница была построена в 1861 году: «У того ж Новозаведенного села на речке Кума мелница колесчатая на ходу, плотина через речку осыпная со сханью; на плотине мелнишной анбар в длину 3-х сажен с аршином, в ширину трех сажен. В анбаре один постав жернов шестерини. Да на тои же плотине мелнишнои анбар пустой, длиною и широтою дву сажен». До революции владельцем мельницы была братья Дядякины, дом которых и находился рядом с мельницей.

Считалось, что мука с Дядякиной мельницы лучшего помола. Во время гражданской войны мельницу разрушили.

Мельница – это машина, востребованная временем. С развитием общества, научно-технического прогресса, мельницы изжили себя, но они по праву могут считаться памятными местами. Было бы здорово, если бы воссоздали, хотя бы одну мельницу как памятник культуры.

В 1936 году на реке Куме была построена первая в районе ГЭС, мощность её была 100 кВт. Располагалась мельница в районе, который местные жители называют «Разбегаловка». Её построил инженер-самоучка Беляев, она так и называлась в народе «Беляевская».   

Станция №3         Лоховая роща

Минуя мост через р. Куму и продолжая двигаться по обочине асфальтовой дороги, через 300м вы увидите    небольшой пруд, который местные жители села   называют «Иссыкуль».   На берегу этого пруда растет удивительное растение лох узколистный. Как у такого чудесного деревца, такое обидное название?  На самом деле это ботаническое название растения-  лох узколистный, но кроме этого названия есть ещё десяток: дерево Джида дикая маслина, степной финик, унаби, пшат, жиде, пшати, игда, дерево Авраама.

Лох узколистный является медоносным, лекарственным, пищевым, техническим растением, используется для получения древесины, при изготовлении музыкальных инструментов, столярных и токарных изделий, для приготовления красок, а также в парфюмерной и пищевой промышленности. Цветки лоха собирают и как лекарственное сырье. Лечат с их помощью отеки, колит, бронхит, гипертонию, жар. Аромат цветков ценится в парфюмерии, в них высокий уровень эфирных масел до 0,3% (нерол). Плоды очень питательны, содержат сахар (до 60 %), белки, калийные и фосфорные соли, листья содержат до 150—328 мг % витамина С рис.15. Кроме того, плоды очень богаты аминокислотами, в них огромное количество пролина и лейцина. Основываясь на исследованиях биохимиков Главного ботанического сада РАН, в плодах лоха существует 17 аминокислот, 7 из которых незаменимы. Экземпляры лоха узколистного, которые растут в неблагоприятных условиях, крайне редко болеют и поражаются вредителями (Бабич, 2008). Отличительной особенностью лоха узколистного является то, что его корни являют собой среду обитания специфических азотофиксирующих бактерий, благодаря чему растение может не просто развиваться на необогащенных почвах, но и улучшать их состав и структуру. Продолжительность жизни этого неприхотливого растения довольно велика. В Крыму, например, встречаются экземпляры в возрасте около 100 лет, находящиеся в прекрасном состоянии (Иванов, 1957).

Станция №4        Фенин курган

Слева от базы   отдыха «Озеро Иссыкуль», в 100м     расположен лес и от озера начинается лесная дорога.   Лес представлен дубом, ясенем с примесью ильма, липы и клена в возрасте 45-50 лет.   В лесу встречаются редкие растения, среди которых майский ландыш, безвременник теневой, птицемлечник дуговидный, тюльпан дубравный, подснежник кавказский, виноград лесной, карпезиум поникающий, ландыш закавказский, а также гриб – шишкогриб хлопьеножковый.   В лесу обитают охотничьи виды животных: заяц-русак, лисица обыкновенная, кабан, шакал, волк, куница лесная, ласка, барсук, перепел, серая куропатка, фазан, горлица кольчатая, голубь сизый, вяхирь. Объектами особой охраны являются животные, связанные с лесокустарниковой растительностью, – квакша Шелковникова, веретеница ломкая, полоз четырехполосый, жужелица кавказская, красотел пахучий, жук-носорог, жук-олень.  Двигаясь по лесной дороге, через километр пути, мы выходим к старому руслу реки Кумы.    Повернув направо, от старого русла, и пройдя дальше вглубь леса, вы увидите обширную поляну с обрывистым курганом, называется этот Фенин. Вершина кургана пологая, покрыта травянистой растительностью. Одна его сторона – отвесный обрыв над старым руслом реки, а другая — пологий склон. С происхождением этого кургана связана старинная легенда.  В давние время жила в селе девушка по имени Феня, красавица была, каких свет не видывал. И вот однажды в село приехал богатый старый купец за товаром, увидел он девушку и влюбился в нее. Дорогие подарки преподносил купец девушке, но не хотела Феня идти замуж за купца, не нужны ей были его богатства, потому что жить со стариком она не хотела.   И старый купец решает украсть девушку и сделать её своей женой. Феня случайно узнает об этом и ночью она идет в лес и с высокого обрыва бросается в реку. Вот с тех пор и стал курган называться Фенин.

Это самое посещаемое жителями села место. В 70-е годы здесь проводились «маёвки», так назывались массовые народные гуляния на праздник 1 Мая. На этом кургане учащиеся и учителя нашей школы ежегодно проводят дни здоровья, туристические слеты.

А ещё этот курган пользуется и дурной славой, в народе говорят, что осенью на кургане много змей собирается, желтопузов. Спутываются они в клубки и так зимуют. Про этих змей в народе рассказывают, что желтопузы на деревья заползают, а оттуда на людей нападают. При нападении желтопуз раздувает хвост и с шумом бьёт им жертву, при этом он может совершать прыжки   в высоту до 1,5 метра.

Станция №5       родник «Свяченый колодец»

Возвращаясь назад от Фенина кургана по лесной дороге   справа от старого русла    вы   увидите     небольшой взгорок, поросший камышом. С этого взгорка прямо в речку стекает ручеёк — это вода из родника. Поднимаясь вдоль ручейка, вы     идете    его истоку и      метров через 500   оказываетесь у родника «Свяченый колодец», который бережно охраняется местными жителями.    У этого родника двухсотлетняя история и — новая жизнь…Совсем недавно, источник был практически забыт и заброшен, на   снимках   до того, как за дело взялись добровольцы, энтузиасты, волонтеры и казаки села Новозаведеного…он выглядел заброшенно.

Теперь он очищен, благоустроен, к нему установлены указатели. И самое главное, к нему потянулись люди со всех уголков и весей — Германия, Северная Осетия, Волгодонск, Ставрополь, Мин.Воды, Пятигорск. Источник помог многим молодым парам обрести счастье — долгожданного ребенка. Помимо этого, вода источника, лечит и другие болячки.

Родник «Свяченый колодец», как источник воды, занимает значительное место в быту и культуре жителей нашего села. Люди берут родниковую воду зимой и летом для питья и приготовления пищи. За водой к роднику ходят как к святому источнику — с особой посудой. Вода по составу в этом роднике близка к дистиллированной. Школьники часто посещают родник и следят за порядком на его территории.

До сих пор среди жителей села находит применение лечение болезней при помощи родниковой воды из «Свяченого колодца», которая как будто обладает целебной силой. Надо рано утром пойти к роднику, первым зачерпнуть воды и попросить вылечить больного.

В старину жители села устраивали специальное моление о дожде, для этого всем селом шли к роднику, углубляли, прочищали его, будили, таким образом, его и просили дать дождя.

Старожилы рассказывают такую историю, связанную с этим родником. В 1881 г. родился в селе мальчик по имени Яков, вырос он, женился, но долго у них с женой не было детей. И тогда он дал перед Богом обет, если родится у него ребенок, то выкопает он родник.  Родился мальчик. И Яков выполнил свой обет. Выкопал и обустроил родник. Всего же, если верить легенде, у Якова было пять детей, два мальчика и три девочки.

Местные жители регулярно очищают колодец, очищение источника приносит очищение душе, радостное настроение и чувство выполнения должного. Такое дело служит единению людей.

Красота и удивительная прелесть нашей малой родины способна пробуждать в людях особые чувства, желания, таланты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Маслов В.Е., Петренко В.Г. Курган №12 Могильника Новозаведенное-II // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа: ВI, Археология. – Ставрополь,1988.
  2. История городов и сел Ставрополья: краткие очерки. Ставрополь,2002
  3. Петренко В.Г. Раскопки у с. Новозаведенное // АО 1986 г. М.: Наука, 1988, с. 140-141.
  4. Петренко В.Г. К вопросу о хронологии раннескифских курганов Центрального Предкавказья // Проблемы скифо-сарматской археологии. М.: ИА АН СССР, 1999, с. 60-81.
  5. Петренко В.Г. Раскопки могильника Новозаведенное II // АО 1994 г. М.: ИА РАН, 1995, с. 174-175.
  6. Петренко В.Г., Маслов В.Е., Канторович А.Р. Раскопки могильника Новозаведенное II // АО 1995 г. М.: ИА РАН, 1996, с. 238-239.
  7. Петренко В.Г., Маслов В.Е., Канторович А.Р. Раскопки могильника Новозаведенное II // АО 1996 г. М.: ИА РАН, 1997, с. 223-224.
  8. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Краеведение: внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. — М.: Творческий центр, 2007
  9. Сохраним для потомков. – Ставрополь, 1984
  10. Природно-климатический очерк Георгиевского района. – Ставрополь:

Кубань НИИгипрозем, 1990.

 

  1. Савельева В.В. География Ставропольского края. – Ставрополь, 2003.
  2. Ильичёва Н. Каждый камень гудит голосами эпох…// Георгиевские известия – 5 февраля 1994 г.
  3. Смирнов А. П. Скифы. – М., 1996. – 168 с.
  4. Очерки истории Ставропольского края (Под ред. В. П. Невской– Ставрополь, 1986 г. – т 1. 462 с.)

 

0

Автор публикации

не в сети 2 года

nadegda

0
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 16-03-2022
Оцените статью
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля